ОБЬЕДИНИМСЯ В ДВИЖЕНИЕ.
ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО К ГРАЖДАНАМ РОССИИ И ЗЕЛЕНОМУ ДВИЖЕНИЮ.

Госдума одобрила поправки к ст.50 Закона об окружающей среды РФ, таким образом дала добро на ввоз зарубежного отработанного ядерноого топлива (ОЯТ). Фактически это добро на ввоз радиоактивных отходов. Дело в том, что в процессе переработки ОЯТ образуется радиоактивных отходов в 200 раз больше первоначальной величины. К тому же до переработки необходимо ОЯТ долгие годы (20 лет по словам министра Минатома Е. Адамова "Завтра" N49, 2000) отстаивать, охлаждать в специальных устройствах. Минатом доказывает, что якобы они предлагают лишь перерабатывать импортные отходы, а потом всю грязь возвращать законным владельцам. Во 1-х кто же будет платить большие деньги, чтобы получить обратно в 200 раз больше грязи, во 2-х по различным международным соглашениям (см.С.Иванов "Могильник "Русь", "Советская Россия", 2 ноября 2000г.) Россия не имеет право извлекать плутоний (неизбежный продукт переработки) из ОЯТ, т.е. фактически переработка сводится к захоронению ОЯТ. Что вообщем-то и требуется озабоченным этой проблемой богатым индустриально развитым странам Запада, Японии и Тайваня.

Таким образом атомщики, в том числе мировые ядерные корпорации получили законное разрешение на превращение России в мировую свалку для радиоактивных отходов.

Это вызвало возмущение не только в России, но и в мировом зеленом движении. Действительно, ОЯТ, радиоактивные отходы относятся к одним из самых опасных для природы и человека промышленных отходов, к тому же хранить их необходимо тысячи лет, т.е. сотни поколений должны нести на себе груз опасных работ из-за безответственного решения Госдумы России. Антиядерное общество Татарстана всегда заявляло, ОЯТ, радиоактивные отходы должны сохраняться там, где они образовались. Нельзя решать свои проблемы за счет уничтожения чужих территорий. Этот естественный принцип соответствует моральным нормам всех народов, всех мировых религий. Нарушение этих норм везде считается преступлением (в восточных мировозрениях называется кармой - проклятием), за которое будут расплачиваться и нынешные и будушие поколения.

Отметим, что открытое включение России в международный технологический процесс по ввозу и переработки зарубежных радиоактивных отходов и отработанного ядерного топлива приведет к полному контролю транснациональными (в основном американскими) компаниями над ядерной промышленностью России, т.е. фактически к потери независимости страны. Уже сейчас скандальная история с "урановой сделкой" (продажа Минатома американцам за безценнок 500 тонн обогащенного урана -90% запаса России) дает основание для утверждения о неизбежной реализации этого прогноза. Дает основание и тот факт, что радиоактивные отходы, по утверждению той же международной организации "Гринпис", вопреки сушествующему до сих пор Закону продолжали поступать в Россию из-за рубежа (по крайней мере были случаи перехвата их на границе).

То, что Госдума пошла на поправки к ст.50 неудевительно, нельзя сказать, что это было неожиданностью. В последние десять лет истеблишмент России, исполнительная, законодательная власть все больше отражает интересы корпораций (в основном топливно-сырьевых, торговых) и финансовых олигархов, так называемых новых собственников, состовляющих 5% от всего населения России, а не национальные, государственные интересы. Итогом является разрушение промышленности, экономики, отключение от света и тепла целых городов, понижение уровня жизни, разрушение природы, вымирание населения России.

Для исправления положения необходимо на первых порах хотя бы провести национализацию сырьевых компаний, всего топливно-энергетического комплекса, финансовой системы как было предложенно на 3-ей Всесоюзной антиядерной конференции летом 2000 года, а не превращать Россию в свалку радиоактивных отходов.

Все это возможно только при смене политического курса и установления системы прямой ответственности исполнительной и законодательной властей за свои решения перед народом и будущем, а также непосредственного контроля со стороны широкой общественности над исполнительной властью. Но возможно ли это сейчас?

И национально-патриотическое движение и зеленое экологическое движение (которые по своей сути соответствуют изменению курса) слабо представленны во властных структурах, в том числе в Госдуме, в органах массовой информации (телевидение, радио). Что касается именно зеленого движения, то оно в большей своей части самоустранилось от политической борьбы и пребывало до сих пор под сенью государственных экологических структур, что неизбежно породило конформизм и веру в нынешнию так называемую "демократию" (вспомним неудачную попытку проведения референдума по отходам).

Конечно не все зеленое движение. И, в отличие от прошлых лет и от официального курса так называемых реформ - разрушений, в настоящее время национально-патриотическое и зеленое движение имеет положительную идеологию, опирающуюся на идеи установления социально справедливых отношений в обществе, установления гармоничных отношений общества и природы, человека и общества, народов между собой. Имеется и проект будущего - духовно-экологическая цивилизация. Альтернативным путем спасающим человечество от катастрофы, мы считаем является создание духовно-экологической цивилизации, основанной на высших достижениях науки и техники, где человек, народ, нация, природа - это прежде всего духовные ценности. Сохранение их и развитие - цель и задача общества, народов и человечества в целом. Всех, кто согласен с идеологией и проектом духовно-экологической цивилизации мы призываем объединиться в движение за новое общество.

1 марта 2001
От имени собрания Антиядерного общества Татарстана председатель      Гарапов А.Ф.
420034 Казань а/я 90

О 3-й Всесоюзной антиядерной конференции.

С 29 по 30 июля 2000 года в конференц-зале библиотеке Казанского госуниверситета проходила 3-я Всесоюзная антиядерная конференция (На путях к духовно-экологической цивилизации ...). Было представлено более 20 докладов, включая 7 докладов присланных по электронной почте из России, Украины, Казахстана. От нескольких организаций были получены приветствия и пожелания. В зале присутствовали представители из 7 городов, в том числе впервые за всю историю проведение конференций представитель от центральных экологических государственных структур - Минприроды из Москвы. Конференция освещалась на телевидение и в местной печати. В докладах был представлен широкий диапозон проблем от положения в ядерных центрах Томска, Дмитриевграда, Новосибирска до вопросов идеологии духовно-экологической цивилизации. В конце второго дня после обсуждения поступивших предложений, были приняты нижеследующие решения.

РЕШЕНИЯ 3-ей Всесоюзной антиядерной конференции "На путях к духовно- экологической цивилизации, проблемы антиядерного движения, ядерной энергетики и промышленности" ( 29 - 30 июня 2000 года).

Конференция организована Антиядерным обществом Татарстана (АОТ). В программе конференции: проблемы ядерной энергетики, радиоактивных отходов, альтернатив ядерной энергетике, создание Евразийского зеленого антиядерного движения, этнос и экология, экология человека, экологическая безопасность, ядерное разоружение, идеология и становление новой духовно-экологической цивилизации.

1. Конференция отмечает, что в последние 10-летие существования России и других стран бывшего СССР определилась опасная тенденция превращения наших Республик в слабо развитые страны Третьего мира. Происходит потеря, к примеру, России, позиций в науке, наукоемких производствах, и в то же время возрастает доля, роль в экономике сырьевых отраслей, экологически грязных, опасных производств. Политика, отражающая стремление любой ценой войти в либеральный мировой рынок, превращает многопрофильную, разносторонне развитую экономику России в моноэкономику. К примеру, при правительстве Черномырдина, по обслуживанию "Газпрома", нефтяных и других отраслей, в основном работающих на экспорт топливных, минеральных ресурсов в Западную Европу, США, Японию. Но и после Черномырдина только в 1999 году в России было продано сырья на общую сумму 80 млрд. долларов. По некоторым оценкам, "в основном все растаскивается", "доходы от экспорта (сырьевых запасов и топлива) в основном оседают за рубежом и ничего не делается для их возврата на Родину" ("Правда", N74, 2000г., стр.1-2. Зюганов и др.). Отметим, что все войны в последние годы, начиная с войны в персидском заливе происходят из-за природных ресурсов (обладание ими или установления контроля над ними) или контроля над нефте-газопроводами. Что касается России, необходимо возродить на первом этапе хотя бы государственный контроль над сырьевыми ресурсами, над их экспортом, а дальше и национализацию сырьевых компаний. Более того, ситуация усугубляется тем, что в последний год правительством России предлагается планы занять в мировом разделении труда место по экспорту еще большего количества природного газа (причем за счет того, что больше вырабатывать электроэнергию на АЭС) и превращению России в мировую свалку радиоактивных отходов.

Именно этот опаснейший курс для России реализуется в решениях Минатома о строительстве к 2020 году более 30 новых АЭС и постоянном давлении Минатома на конституционные, законодательные органы России с тем, чтобы изменить ст.50 Закона об окружающей среде, запрещающего ввоз в Россию радиоактивных отходов, материалов.

1.1. Конференция выступает против планов Минатома по строительству новых АЭС, выступает за развитие альтернативных ядерной видов энергетики, за развитие энергосберегающих технологий, выступает против превращения России и других стран Евразии в мировую радиоактивную свалку, за сохранение ст.50 Закона об охране окружающей среды России.

1.2. Конференция поддерживает обращение Антиядерного общества Татарстана о внесении соответствующих статей в Законы Республики Татарстан, запрещающих перевозку через территорию Татарстана, ввоз и захоронение радиоактивных отходов и материалов.

1.3. В ряде СМИ постоянно появляются предложения о приватизации АЭС России. Конференция решительно выступает против приватизации АЭС и других объектов ядерной энергетики и промышленности. Приватизация приведет к окончательной потере государством стратегически важной отрасли. Вся ядерная отрасль окажется под мировыми, в основном Западными, транснациональными компаниями.

2. В связи с упразднением Госкомэкологии и обращением к общественности Чрезвычайной экологической конференции в Москве от 13 июня 3-я Всесоюзная антиядерная конференция заявляет следующее.

2.1. Основной вопрос не в том, что упраздняется Госкомэкология, необходимо создать какой-то аналогичный орган (заметим, во многом Госкомэкология потеряла свою первоначальную идею, цель создания, не отражала интересы защиты природы, идеи зеленого движения, к примеру Госкомэкологическая экспертиза дала положительную оценку Ростовской АЭС), а в том, что необходимо изменить общую политику, превращающую Россию (да и в других республиках бывшего Союза ССР творится тоже самое) в слаборазвитую Третью страну, источник дешевого сырья, место экологически опасных производств.

2.2. Еще в 1992 году на Международном Форуме по окружающей среде в Рио-де-Жанейро (организованном ООН, участвовало свыше 200 государств) было отмечено, что путь по которому идут промышленно развитые страны (страны Запада), т.е. страны с нещадной эксплуатацией природных ресурсов всей Земли (имея население в 25% от мирового, потребляют 75% мирового потребления ресурсов и примерно столько же экологически загрязняют), страны создавшие общества потребления, где свобода сводится к принципу свободы неограниченного потребления, где сам человек и природа всего лишь товар в процессе все большего материального потребления и средство для все большего обогащения транснациональных компаний (ТНК), это путь катастрофы для человека и гибель природы.

К сожалению, последние 10 лет Россия и страны бывшего СССР шли именно этим путем и более того, спускаясь все более и более на уровень Третьих стран, в конце концов ведущий к системному тотальному неоколониализму под господством (золотого миллиарда).

2.3. Альтернативным путем спасающим человечество от катастрофы является создание духовно-экологической цивилизации (об основах которой говорилось еще в 1996 году на 2-й Всесоюзной антиядерной конференции см. сборник (На путях к духовно экологической цивилизации (Евразийский проект)) Казань, 1996г.), основанной на высших достижениях науки и техники, на установлении социально справедливых отношениях, на установление гармоничных отношениях общества и природы, человека и общества, народов между собой, где человек, народ, нация, природа это прежде всего духовные ценности и сохранение их и развитие (а необузданное, безудержное материальное удовлетворение общества потребления) цель и задача общества, народов и человечества в целом.

2.4. В рамках обсуждения темы (Этнос и экология) конференция выступает за сохранение и развитие единого этно-духовного пространства Евразии, сложившегося в течение тысячелетий.
Конференция поддерживает заявление Всетатарского общественного центра (ВТОЦ) о том, что (Безусловно сохранение наций с их самобытностью - это сохранение многообразия природы, созданного разумом Всевышнего).

Конференция считает необходимым возрождение и развитие самосознания народов, наций, развитие самобытной культуры (в том числе экологической культуры), форм организации общественной и государственной жизни в соответствие с историческим опытом народа, нации и опытом развития Евразийской цивилизации.
Конференция выступает за возрождение и развитие союза народов Евразии.

3. Конференция поддерживает идею создания Евразийского антиядерного зеленого движения, предложенную в прошлом 1999 году на семинарах этно-экологической экспедиции Антиядерного общества Татарстана проходивших в Горно-Алтайске, Новосибирске, Тюмени и на международном фестивале (Живая вода) на берегу Телецкого озера. Евразийское антиядерное зеленое движение объединяет различные общественные организации на идее создания духовно-экологической цивилизации (Евразийский проект).

3.1. Конференция считает необходимым создание и развитие общественного мониторинга окружающей среды, рекомендует производство радиодозиметров и другой аппаратуры доступных населению для возможности использования в быту для оценки состояния окружающей среды.

3.2. Конференция поддерживает создание Евразийской информационной компьютерной сети антиядерного зеленого движения с координационными центрами в Казани и Новосибирске.

3.3. Конференция считает необходимым развивать экологическое образование, в том числе и на основе Евразийской компьютерной сети, продолжить и развивать дальше опыт успешной организации в 2000 году Антиядерным обществом Татарстана Олимпиады в Интернете "Экология и энергетика" среди учащейся молодежи.

4. Конференция отмечает, в последние годы наблюдается все большая угроза нового витка гонки ядерного вооружения и распространения ядерного оружия. Главные причины - ставка в решении международных проблем на военную силу и стремление к монополии на ядерное оружие со стороны США и НАТО. Ответом со стороны Третьих стран стали непрекращающиеся ядерные испытания в Пакистане, Индии и Китае.

4.1. Конференция считает, что США и НАТО должны сделать односторонние шаги в прекращении наращивания ядерных вооружений и исследований, направленных на создание новых и совершенствование имеющихся видов ядерного оружия.

4.2. Ввиду того, что существующий механизм запрещения распространения ядерного оружия оказался в новых условиях неработающим необходимо создать под эгидой ООН Комитет по ядерному разоружению с обязательным участием новых ядерных держав Индии и Пакистана а также представителей развивающихся стран. В новом 21 веке человечество должно освободиться от ядерного оружия и решать проблемы отношения между народами без применения военной силы.

4.3. Конференция выражает свое отрицательное отношение к договору СНВ-2, считает его неравноправным, не отвечающим интересам России и не обеспечивающим укрепление мира во всем мире. Фактически России навязывают невыгодное ей ядерное перевооружение, в процессе которого Россия терпит не только экономический и экологический ущерб, но и теряет свои геополитические, стратегические позиции, без ответных эквивалентных шагов НАТО и США.

4.4. Конференция выражает озабоченность и требует расследования фактов, о которых сообщил Максимов Л.Н. (и.о. директора Института физико-технических проблем металлургии и специального машиностроения в Новосибирске) в Госдуме России и в ряде газет. Речь идет о продаже Соединенным Штатам Америке по дешевке 500 тонн оружейного урана (более 90% всех российских запасов этого стратегического сырья) за 11,9 миллиардов долларов (почти в тысячу раз дешевле его реальной стоимости - 8 триллионов долларов). Решение принято еще правительством Черномырдина. В случае подтверждения этого факта требуем аннулирования этих договоров и наказания виновных.

4.5. Конференция считает, что проблема использования запасов оружейного урана и плутония, образовавшегося в результате разоружения является очень сложной и до сих пор не имеет оптимальное решения. Можно выделить следующие основные подходы в решение этой проблемы:
а) переработка в МОКС топливо не выдерживает критики по техническим, экономическим, экологическим причинам, увеличивает риск ядерного терроризма;
б) уничтожение оружейного плутония путем его разбавления низкорадиоактивными отходами, остекловыванием (или иммобилизации), как предлагают и некоторые представители зеленого движения - т.е. сделать его непригодным для дальнейшего использования является на наш взгляд неразумным. Нельзя превращать результат труда миллионов людей просто в радиоактивный мусор;
в) в отличие от выше изложенных подходов более перспективным и разумным, на наш взгляд, является подход предлагаемый Максимовым Л.Н. - плутоний преобразовывать в торий и затем уже торий использовать в качестве топлива на действующих АЭС, до тех пор пока они не выработают свой ресурс, тем самым можно накопить средства для закрытия всех АЭС и на захоронение отходов. Заметим, что АЭС на тории более безопасная и меньше дает отходов.
Конференция считает, что необходимы дальнейшие объективные исследования, оценки.

5.Ряд организаций зеленого движения выступило с предложением о проведение референдума по ввозу радиоактивных отходов в Россию и по атомной энергетики. Конференция выступает против идеи проведения референдума, так как считает
а) в России нет условий для выявления подлинного волеизьявления народа по указанным проблемам и если даже референдум будет проведен, он не отразит мнение народа России;
б) зеленое движение слабо в организационном и финансовом отношение, так что оно не сможет (а скорее всего ему не дадут) разъяснить народу свою позицию по вопросам энергетики и отходам.
6. Конференция решительно выступает против намеченного пуска Ростовской АЭС, возобновления раннее замороженного строительства 5 и 6 -их блоков Балаковской АЭС, попыток возобновления строительства Башкирской, Татарской, Костромской и других АЭС, население областей и республик которых уже не один год выступает против этих планов. Реализация указанных проектов не только усилит угрозу экологической безопасности России, но и усилит социальную напряженность, недоверие народа к органам государства.

7. Конференция поддержала протест общественных организаций Волго-Камского региона против поднятия уровня воды Нижнекамского водохранилища и требования тщательной экологической проработки технологий уничтожения химического оружия под открытым общественным контролем.

8. Конференция считает недопустимым распад системы российских заповедников, предлагает обеспечить ей государственную поддержку.

Принято 30 июня 2000 г.
От имени участников подписали:

Председатель АОТ, оргкомитета А.Ф. Гарапов
Член Правления, доцент Казанского госуниверситета С.П. Гаврилов

Телефоны для справок:
(8432) 44-77-57, 36-31-86, 56-33-15
E-mail reno@reno.kcn.ru; root@tiyrt.kcn.ru; hadi@open.kcn.ru.

В итоге 30 июня жюри олимпиады "Энергетика и экология" определила следующих трех победителей:

1. Детский экологический центр "Пчелка" (г. Горловка, Донецкая обл., Украина), руководитель - Романенко Л.;
2. Демечкин А. (11 кл. 36 шк., г Астрахань);
3. Резванова Р. (г. Альметьевск).

Поощрительный диплом присвоин Загидуллину Г. (шк. №6, Экологический кружок,  г. Альметьевск).

Обращение к народным депутатам и гражданам Татарстана и России по проблемам радиоактивных отходов.

В последнее время в средствах массовой информации в газетах, на телевидение появились предложения ряда депутатов Госдумы (в частности депутата от нашей республики Шашурина С.), изменить статью 50 Закона об окружающей среде, запрещающую ввоз в Россию радиоактивных материалов. Они предлагают снять этот запрет и иметь возможность получать из-за рубежа радиоактивные отходы и отработанное ядерное топливо (ОЯТ). Более того, предлагается на ряде островов России, расположенных на границах с другими странами, создать хранилища для принятия отходов со всего мира.

Предыдущий состав Госдумы отклонил эти предложения. Надо заметить, подобное предложение о создании, но уже на американском острове в Тихом океане мировой радиоактивной свалки со стороны американского миллиардера Алекса Копсона было не так давно отклонено американским сенатом. Что неудивительно: во первых, депутаты и сенаторы не хотели превращения своей родной земли в мировую радиоактивную свалку, как бы это не было выгодно на первый взгляд; во вторых необходимо переместить десятки тысяч тонн отходов, что порождает огромные технические трудности и нет гарантий, что не произойдут аварии или террористические акции, последствия которых могут быть сопоставимы с Чернобыльской аварией; в третьих подобные проекты отвечают временным интересам лишь узкой группы корпораций, которые хотят на этом получить большие деньги, но главное не решают проблему радиационной безопасности для всего мира, общую проблему радиоактивных отходов.

Отметим, что радиоактивные отходы относятся к наиболее опасным и токсическим веществам, причем хранилища необходимо для них строить на сотни и даже тысячи лет. К примеру, плутоний один из составляющих радиоактивных отходов АЭС имеет время полураспада 24 тыс. лет (т.е. необходимо сотню тысяч лет его хранить). К тому же плутоний очень токсичен, достаточно его 400 грамм, чтобы вызвать рак легких у 10 млрд. человек (в 1,5 раза больше чем население Земного шара). Причем его получается более сотни килограмм после года эксплуатации даже на таких маломощных реакторах, как ВВЕР 440.

Проблема с захоронением радиоактивных отходов до сих пор не решена. Об этом прямо заявляют сами атомщики на различных конференциях по атомной энергетике. Различные проекты, в том числе и указанный выше с атомными островами, не выдерживают критики не по техническим, не по экономическим, экологическим, не даже по политическим причинам. Проблема с отходами обостряется с каждым годом еще и в связи с тем, что в ближайшее 5-10 лет необходимо будет демонтировать более 300 АЭС из существующих 400 во всем мире, ввиду окончания технического срока их эксплуатации. При этом образуется огромное количество радиоактивных отходов, к примеру, только от одного блока - миллионника типа ВВЕР-1000 получиться лишь металла (радиоактивного) 1,5 - 2 тысяч тонн. Куда их девать? На Тайване общественность резко выступает против строительства новых хранилищ для радиоотходов. Интересно отметить одно из предложений этой общественности: вывезти отходы в Россию. Сейчас ввозить отходы на свою территорию отказываются даже слаборазвитые и бедные страны. В свое время Аргентина получила радиоактивные отходы из Соединенных Штатов, но затем вернула их назад в США вместе с полученными деньгами. Мы считаем, что радиоактивные отходы должны сохраняться в той стране, там, где они образовались. Нельзя решать свои внутренние проблемы, проблемы экологии, за счет загрязнения чужих территорий.

Отметим, что проблемы с радиоактивными отходами одно из главных причин (наряду с экономическими, экологическими, проблемами безопасности, надежности), по которой сворачивается строительство новых и закрываются существующие АЭС. Даже в таких развитых странах, как Швеция и Германия (где вырабатывается на АЭС более половины потребляемой электроэнергии) принято решение о закрытие всех АЭС, сворачивание ядерной программы. В прошлом, 1999 году Швеция закрыла одну из самых лучших и новых АЭС. Продолжают свои ядерные программы (в том числе и строительство АЭС и ядерные испытания) Китай, Индия, Пакистан - страны, которые хотят усилить (в настоящее время весьма небольшие) свои ядерные военные силы, арсеналы. В мире все давно уже поняли, что современная ядерная энергетика, это тупик в развитие мировой энергетики и необходимо от нее отказаться.

Западные ядерные корпорации, строители, производители оборудования для АЭС оказались в кризисном состояние (отсутствуют заказы) и они готовы в Восточной Европе, на Украине, в России захватить себе рынок. К примеру, Тимилинская АЭС (Чехия) уже находится под контролем Германских фирм. Поэтому вполне возможно, что найдутся Западные инвесторы и инвестиции, чтобы превратить Россию в мировую свалку и более того поставить под свой контроль всю ядерную промышленность страны, тем самым независимость и безопасность России.

Республика Татарстан давно уже отказалась от строительства Татарской АЭС, было решено перепрофилировать ее на строительство экологически безопасного объекта и приняты соответствующие решения Советом Министров и Верховным Советом Республики Татарстан. Антиядерное общество Татарстана выступает с решительным протестом против изменения решения по Тат.АЭС, изменения статьи 50 Закона об окружающей среды России, запрещающей ввоз радиоактивных материалов в Россию. Нельзя превращать нашу землю в свалку радиоактивных отходов, в зону опасную для жизни, в источник энергии и сырья, а народ обрекать на вырождение и гибель.

Антиядерное общество Татарстана обращается к депутатам, к народу Татарстана и России выступить в защиту своей земли, природы, своего общего будущего. Мы обращаемся к депутатам Госсовета Республики Татарстан с предложением принять следующие законы:

1. О запрете захоронения радиоактивных материалов, отходов, отработанного ядерного топлива, полученного за пределами Республики Татарстан на территории Республики Татарстан.

2. Радиоактивные материалы, которые использовались в научных, медицинских, производственных и других целях отправляются для утилизации, захоронения за пределами Республики Татарстан в те регионы, на те предприятия, где они были изготовлены.

3. О запрете провоза через территорию Республики Татарстан радиоактивных материалов, отходов, отработанного ядерного топлива полученного за пределами Российской Федерации.

Антиядерное общество Татарстана считает необходимым развивать энергосберегающие технологии, альтернативные ядерной виды энергетики (солнечной, ветровой и т.д.), использовать огромный научный, творческий, трудовой потенциал Татарстана, России для преодоления энергетического, экологического кризиса, а не продавать земли под отходы и тем самым ставить под угрозу свое существование.

5 мая 2000г.
От имени собрания Антиядерного общества Татарстана, председатель общества /Гарапов А.Ф./