Разрушительное эхо глобализации в горах Алтая

глазами этноэкологической экспедиции.

(17 ноября 2006,Казаньонференция посвященная 80 летию экспедиции Н.К. Рериха)

 

Гарапов А.Ф. 

председатель Антиядерного общества Татарстана

 

            Алтай это сердце Азии. Алтай, Памир, Тибет регионы, где издавна находят древние поселения, откуда исток многих цивилизаций. В далеком прошлом, во времена ледникового периода это был оазис, не затронутый льдом и холодом. Когда ледник начал отступать   люди с центра Азии  расселили все это евроазиатское пространство. Поэтому неудивителен интерес к этому региону. И известный ученный  Н.К. Рерих  80 лет назад начал экспедицию к истокам человеческой цивилизации, в поисках нового видения мира, отличного от европейской впавшей в глубочайший кризис цивилизации именно с Алтая.

 К 21 веку общецивилизационный кризис обостряется и уже те нетронутые 80 лет назад регионы Алтая оказались в глобальных программах индустриализации и включения в хаос мирового рынка. В этом убедились члены этноэкологической экспедиции прошедшей летом этого года.  Этно-экологическая  экспедиция была  организованна Антиядерным обществом Татарстана в честь 800-летия основания Чингизханом первой Евразийской империи Татарии. Маршрут ее начался в Казани, дальше были Абакан - Абаза - Горно-Алтайск - Онгудай. Задача этой экспедиции - сбор литературы, фото- и видеоматериалов об исторических памятниках и памятниках природы в районах зарождения тюркской и евразийской цивилизации. Цели ее, с одной стороны, научно-просветительские: экспедиция позволяет повысить уровень исторической культуры и уровень знаний по природным и экологическим условиям существования тюркских и других народов Евразии, с другой - этнокультурные: экспедиция способствует развитию культурных и научных связей Евразии.

            Отметим, что это уже вторая подобного рода экспедиция на Алтай. В первой, прошедшей в 1999 году основной упор был сделан на антиядерную тематику, и работа в этой области  продолжается. В этом году мы столкнулись с другой проблемой. Горный Алтай особенно часть его – Республика Алтай  неожиданно оказался в центре глобальных проектов мирового рынка. Экспедиция началась с республики Хакассии. Как и во многих регионах основная часть населения бедствует, животноводство, которым славилась республика фактически сведено на нет.  Остались только полуразрушенные здания ферм.  Более - менее нормально люди живут там, где работают горнодобывающие заводы. Мы это заметили в Абазе, где добывают руду, есть работа и заметна культурная жизнь, нет повального пьянства. Хакассия имеет большой потенциал в плане туризма, много исторических памятников, великолепна природа. В последние годы вырос заметно интерес к этому региону зарубежных туристов. Но туризм брошен в хаос рынка, занят частными лицами, причем иногда даже и не представителями местного населения, а к примеру москвичами.  Вследствие плачевного состояния традиционной  экономики, связанной с сельским хозяйством и национальная культура находится в кризисе.

            Республика Алтай производит более благоприятное впечатление. Здесь удалось сохранить традиционную экономику, заметна культурная жизнь. Впервые устраиваются на основе общественной инициативе силами районов фестивали горлового пения.  Очень популярны и обретают все большее развитие проводимые раз в два года трехдневные фестивали- праздники эльунием. Где воедино соединены и спортивные соревнования, и соревнования исполнителей горлового пения, и проведение традиционных ритуалов почитания предков и сил природы и другое. В Республике Алтай проводятся и международные фестивали традиционного искусства.  Традиционные виды искусства  входят в учебные программы некоторых школ. Но и в Республике Алтай заметны угрозы, расширяется бесконтрольно сеть коммерческого использования природных ресурсов, заметно возросло давление на природные системы автомобилизации республики, значительно увеличилось количество туристов как организованных так и неорганизованных, участились факты захвата земель, распродажа в    природно-охраняемых зонах, особенно около Телецкого озера. Но особое беспокойствие у алтайцев вызывает проект строительство газопровода через плато Укок в Китай и связанные с ним проект по строительству гидроэлектостанции на Катуни. Это стала основной темой круглого стола, состоявшегося в республиканской библиотеке Республики Алтай. На этой встрече экспедиции из Татарстана с представителями общественности, прессы  Республики  Алтай было отмечено, что по  проекту трасса пройдет через уникальное по этноэкологическим характеристикам, своим природным и историко-археологическим памятникам и ресурсам горноалтайского плоскогорья Укок. Учитывая выдающиеся природные характеристики плоскогорья, в 1998 году оно получило статус “Зоны покоя” и вошло в Список Всемирного Природного Наследия ЮНЕСКО в рамках номинации “Алтай - золотые горы”. Сенсационные археологические открытия были сделаны в котлованах Укока в 90-е годы прошлого века, переворачивающие многие сложившиеся в науке представления. Это захоронения афанасьевской (3-2 тысячи лет до н.э.), гунно-сарматской (первые века н.э.) и древнетюркской культур, сенсационные раскопки скифских курганов, в том числе открытие погребения так называемой укокской принцессы. Таким образом, плоскогорье Укок обрело особое значение как цивилизационных истоков и исторического памятника для тюркских, угро-финских и других народов Евразии, имеет и общемировое цивилизационное значение. Все это окажется под угрозой уничтожения при реализации проекта. Кроме того проведения газопровода и автомобильной трасы в Китай приведет к нежелательному потоку людей и товаров из Китая, нарушит то этническое и культурное равновесие и мир сложившиеся в регионе в течение веков.  Участники круглого стола обратились к федеральным и местным властям  с альтернативным проектом проведения газопровода через Чуйский тракт в Монголию и через нее в Китай.

            Отметим, что и Хакассия и  Республика Алтай могут потерять себе в этом потоке глобализации. Если вспомним тезис Н.К. Рериха «К миру через культуру», то здесь ситуация может обернуться так, что через разрушение культуры, национальной традиций и исторической памяти придем к разрушению мира. Для этого региона видимо,  полезен опыт Бирмы, которая отказалась от либерально рыночных критериев экономики и ввела экологические критерии, понятие качества жизни, гармонии в общественной жизни и в отношениях с природой, нравственные критерии. Ограничила доступ туристам, ввела квоту на количество посещения иностранцами страны. Надо отметить, в этом направление работают экологические и другие общественные организации Алтая. В частности определенные успехи достигла Ассоциации Особо Охраняемых Природных Территорий Алтая.  Есть и успехи во внедрение экологического образования.   Изданы исследования ученных - философов Алтая по проблемам становления духовно-экологической цивилизации. Таким образом, это один из немногих регионов, где ведется работа по проблемам преодоления кризиса нынешней технократической цивилизации.