Экспертиза
МСЗ или альтернатива МСЗ?
Известно,
что ещё во время посещения Казани в
прошлом 2023 году вице премьер России
В. Амбрамченко, касаясь
строительства МСЗ заявляла, что санкционное
давление не позволяет продолжать
коммерческие отношения с западными
компаниями, (тогда имелось в виду Швейцарско-японская
транснациональная компания Hitachi
Zoccen Inova) и теперь ведутся переговоры
с китайскими партнерами. И видимо,
чтобы успокоить общественность В.Амбрамченко
особо отметила: «Мы будем
требовать обязательной повторной
экологической экспертизы». (Виктория
Абрамченко о судьбах МСЗ: «Мы будем
требовать обязательной повторной
экологической экспертизы» https://www.business-gazeta.ru/print/607872).
Ну вот в
этом году, в мае месяце появились
сообщения в СМИ, что госкорпорация «Ростех»
договорилась c китайской
корпорацией Chongqing Sanfeng Covanta Environmental
Industry Co., LTD о производстве оборудования
для Казанского МСЗ (Казанский МСЗ «раскочегарят»
китайцы: «РТ-Инвест» нашел, как
победить санкции https://www.business-gazeta.ru/article/631972).
В дочерней этой госкорпорации компании
«РТ-Инвест» (которая строит МСЗ),
заявляют, что будут проведены
повторные государственные и
общественные экспертизы проектной
документации.
На
обращение общественности к
участникам саммита БРИКС (смотри «Звезда
Поволжья» №34, 19-25 октября 2024г), в
котором предлагалось выступить
против строительства МСЗ, мы
получили ответ от компании «Российский
экологический оператор» (РЭО), что по
имеющейся в «РЭО» информации, «проектная
документация объектов капитального
строительства мусоросжигательных
заводов (объектов используемых для
утилизации ТКО в качестве
возобновляемого источника энергии)
в Московской области и Республике
Татарстан имеет положительные
заключения государственной экологической
экспертизы федерального уровня».
Таким
образом, все официальные лица и
организации пытаются свести
проблему решения твердых
коммунальных отходов к
положительной государственной
экспертизы документации проекта
МСЗ. Хотя после 2016 года, когда было
принято решение о строительстве в
России мусоросжигательных заводов,
практика использования МСЗ в
Западной Европе и трудности с
поставкой оборудования для
российских МСЗ показали правоту
выводов общественных
экологических экспертиз по МСЗ в
московской области и под Казанью (Московской
области сайт:https://drive.google.com/file/d/1PrhkyqoOOlzwBPTdQJK1z9XrkHZLr8ip/view
и Казанского МСЗ сайт http://ant.mi-1.ru/ekspertomsz.pdf).
Вспомним, скандалы в Западной
Европе, когда из-за газовых
выбросов в районах расположения
МСЗ обнаруживалась в почве, в яйцах,
мясе кур, овощах высокая
концентрация супертоксинов
диоксинов и фуранов. Правильным
оказался и вывод в документах
общественной экспертизы об угрозе
зарубежной технологической
зависимости: «Россия вынуждена
будет покупать за рубежом
комплектующие приборы, сорбенты и
запасные изделия в течение всего
периода эксплуатации этих заводов.
Это технологическое рабство».
Выводы общественных экологических
экспертиз сводятся к тому, что
необходимо отказаться от
технологии мусоросжигания,
строительства МСЗ. К такому же
результату против МСЗ пришло и
заседание Научного совета
Российской академии наук (РАН) по
глобальным экологическим
проблемам, которое выступило
против проектов
мусоросжигательных заводов в
Подмосковье и Татарстане (см газета
"Коммерсантъ" №54 от 26.03.2020,
Ученые не загорелись сжиганием).
После того,
как стало известно о трудностях с
поставкой оборудования из-за
санкций общественное
экологическое движение выступило
вновь на своих конференциях, в
пикетах с предложениями отказаться
от технологии мусоросжигания, от
строительства МСЗ, не проводить
повторные экологические
экспертизы по проектам от новых
компаний, а развивать
альтернативу: переработку отходов,
вторичное использование. Само по
себе технология мусоросжигания неизбежно
порождает газовые выбросы вредных
веществ, в том числе супертоксинов:
диоксинов, фуранов, а также
токсичных вредных твердых отходов
шлаков и золы, для которых тоже
нужны полигоны.
Для решения проблем с твердыми коммунальными отходами нужны не экологические экспертизы, а использование и развитие альтернатив технологии мусоросжигания, переработку и вторичное использование отходов. Необходимо изменить сам подход и политику в отношении твердых коммунальных отходов, рассматривать их ни как мусор, годный только для сжигания, уничтожения, а ценное сырье, переработка которого и вторичное использование позволит сохранить ресурсы, природу и таким образом обеспечить будущее для развития многих поколений.
Председатель Антиядерного общества Татарстана Гарапов А.Ф.
(Звезда
Поволжья, 7-13 декабря 2024г)