Экспертиза МСЗ или альтернатива МСЗ?

 

Известно, что ещё во время посещения Казани в прошлом 2023 году вице премьер России В. Амбрамченко, касаясь строительства МСЗ заявляла, что  санкционное давление не позволяет продолжать коммерческие отношения с западными компаниями, (тогда имелось в виду  Швейцарско-японская транснациональная компания Hitachi Zoccen Inova) и теперь ведутся переговоры с китайскими партнерами. И видимо, чтобы успокоить общественность В.Амбрамченко особо отметила: «Мы будем требовать обязательной повторной экологической экспертизы». (Виктория Абрамченко о судьбах МСЗ: «Мы будем требовать обязательной повторной экологической экспертизы» https://www.business-gazeta.ru/print/607872).

Ну вот в этом году, в мае месяце появились сообщения в СМИ, что госкорпорация  «Ростех»  договорилась c китайской корпорацией Chongqing Sanfeng Covanta Environmental Industry Co., LTD о производстве  оборудования для Казанского МСЗ (Казанский МСЗ «раскочегарят» китайцы: «РТ-Инвест» нашел, как победить санкции https://www.business-gazeta.ru/article/631972).  В дочерней этой госкорпорации  компании «РТ-Инвест» (которая строит МСЗ), заявляют, что будут проведены повторные государственные и общественные экспертизы проектной документации.

На обращение общественности к участникам саммита БРИКС (смотри «Звезда Поволжья» №34, 19-25 октября 2024г), в котором предлагалось выступить против строительства МСЗ, мы получили ответ от компании «Российский экологический оператор» (РЭО), что по имеющейся в «РЭО» информации, «проектная документация объектов капитального строительства мусоросжигательных заводов (объектов используемых для утилизации ТКО в качестве возобновляемого источника энергии) в Московской области и Республике Татарстан имеет положительные заключения государственной экологической экспертизы федерального уровня».

Таким образом, все официальные лица и организации пытаются свести проблему решения твердых коммунальных отходов к положительной государственной экспертизы документации проекта МСЗ. Хотя после 2016 года, когда было принято решение о строительстве в России мусоросжигательных заводов, практика использования МСЗ в Западной Европе и трудности с поставкой оборудования для российских МСЗ показали правоту выводов общественных экологических экспертиз по МСЗ в московской области и под Казанью (Московской области сайт:https://drive.google.com/file/d/1PrhkyqoOOlzwBPTdQJK1z9XrkHZLr8ip/view и Казанского МСЗ сайт http://ant.mi-1.ru/ekspertomsz.pdf). Вспомним, скандалы в Западной Европе, когда из-за  газовых выбросов  в районах расположения МСЗ обнаруживалась в почве, в яйцах, мясе кур, овощах высокая концентрация супертоксинов диоксинов и фуранов. Правильным оказался и вывод в документах общественной экспертизы об  угрозе зарубежной технологической зависимости: «Россия вынуждена будет покупать за рубежом комплектующие приборы, сорбенты и запасные изделия в течение всего периода эксплуатации этих заводов. Это технологическое рабство». Выводы общественных экологических экспертиз сводятся к тому, что необходимо отказаться от технологии мусоросжигания, строительства МСЗ. К такому же результату против МСЗ  пришло  и заседание Научного совета Российской академии наук (РАН) по глобальным экологическим проблемам, которое  выступило против проектов мусоросжигательных заводов в Подмосковье и Татарстане (см газета "Коммерсантъ" №54 от 26.03.2020, Ученые не загорелись сжиганием).

После того, как стало известно о трудностях с поставкой оборудования из-за санкций общественное экологическое движение выступило вновь  на своих конференциях, в пикетах с предложениями отказаться от технологии мусоросжигания, от строительства МСЗ, не проводить повторные экологические экспертизы по проектам от новых компаний,  а развивать альтернативу: переработку отходов, вторичное использование. Само по себе технология мусоросжигания  неизбежно порождает газовые выбросы вредных веществ, в том числе супертоксинов: диоксинов, фуранов, а также токсичных вредных твердых отходов шлаков и золы, для которых тоже нужны полигоны.

Для решения проблем с твердыми коммунальными отходами нужны не экологические экспертизы,  а использование и развитие альтернатив технологии мусоросжигания, переработку и вторичное использование отходов. Необходимо изменить сам подход и политику в отношении твердых коммунальных отходов, рассматривать их ни как мусор, годный только для сжигания, уничтожения, а ценное сырье, переработка которого и вторичное использование позволит сохранить ресурсы,  природу и таким образом обеспечить будущее для развития многих поколений.

 Председатель Антиядерного общества Татарстана Гарапов А.Ф.

(Звезда Поволжья, 7-13 декабря 2024г)