СТОЛКНОВЕНИЕ ЦИВИЛИЗАЦИЙ,
ЕВРАЗИЯ-ОБЕРЕГАЮШИЙ ЛАНДШАФТ.
Гарапов А.Ф. г.Казань
История человечества это не только
история смены обшест-
венно-экономических формаций
столкновение классов и развития
техники, производительных сил, но и
взаимодействие культур, ци-
вилизаций. Из мировой истории мы
знаем такие центры цивилизаций
как Древний Египет, Рим, Индия,
Китай, Америка индейцев. Исче-
зали исчерпав себя старые
цивилизации, возникали новые. Но
про-
исходило это не всегда
естественным путем- в результате
внут-
ренних процессов. Наиболее близкий
по времени к нам пример ис-
чезновения цивилизации
Американских индейцев в результате
столкновения с Европейской
цивилизацией или точнее новейшей
ее
формы буржуазной Европейской
цивилизации
Но в конце 20 века создалась
уникальная за последние де-
сятки тысяч лет ситуация: ввиду
глобализации проблем выживания-
экологии, ресурсы, демографических
проблем, все цивилизации
оказались перед выбором или
полного изчезновения или обретения
новых форм сушествования и
развития. Это похоже на ситуацию пе-
рехода от охоты и собирания плодов
к земледелию. Насколько
обострилась ситуация можно увидеть
на следуюшем.
За истекшее столетие потребление
ископаемого топлива воз-
росло почти в тридцать раз, а
промышленное производство увели-
чилось более чем в пятьдесят раз.
Основная доля этого роста
-причем около 3/4 в отношение
ископаемого топлива и несколько
более 4/5 в отношение промышленного
производства -имело место
после 1950 года.
По мнению некоторых ученных
человечество превысило обьем
потребления природных ресурсов
безопасный для биосферы еще в
начале нашего 20 -го века. Но конечно
потребление крайне нерав-
номерное. Если бы развиваюшие
страны потребляли бы столько же
энергии, что и промышленно развитые
сраны, то глобальное пот-
ребление энергии должно было бы
вырасти в пять раз. Экосистема
Земли не может выдержать
увеличения и в два раза, если будут
по
прежнему испльзоваться имеющиеся
на данный момент источники
первичной энергии.
Население США -5% человечества,
вырабатывает около полови-
на мирового обьема отходов,
потребляет половину мирового пот-
ребления природных ресурсов -минералы,
топливо.
Европейская цивилизация (Западная
Европа и США проше гово-
ря Запад) в 19 и 20 веках обрели
планетарное значение. И про-
мышленная и научно-техническая
революция начались именно с Ев-
ропы. Но сдесь разразились и
мировые войны, и "холодная война",
поглотившие несметное количество
ресурсов. Складываюшийся ситу-
ация в мире к концу 20 века далека от
той картины, которую еще
не так давно обрисовывали
футурологи, западные сторонники
прог-
ресса. И если европейская
цивилизация во времена "холодной
вой-
ны" как альтернативу выдвигала
идею конвергенции (основополож-
ник эмигрант из России П.Сорокин, а
один из последних видных
представителей академик А.Сахаров)
т.е. сближение социализма и
капитализма, а футурологи (особенно
в лице О.Тофлера), утверж-
дая о наступившей (с 1950-х годов) "третьей
волне" развития ци-
вилизации (информационное обшество),
как бы обосновывали кон-
вергенцию и наступлении эпохи
основанной на разумных принципах,
на так называемых "обшечеловеческих
ценностях", то сегодняшния
реальность демонстрирует другую
картину, далекую от прошлых
предсказаний. Вместо конвергенции
развал Союза ССР, вместо "об-
шечеловеческих ценностей"
экспансия силы и капитала и тому по-
добное. Многие исследователи
отмечают попытки, тенденцию уста-
новления господства так
называемого "золотого миллиарда"
(насе-
ления Запада и их преспешников в
других частях мира), при кото-
ром остальным остается или
вымирать или обслуживать этот "мил-
лиард". Европейская цивилизация
потерпела духовное фиаско и
Международный Форум по окружаюшей
среде в Рио де Жанейро в 1992
году отметил, что путь промышленных
стран Запада это путь ка-
тастрофы для человека и гибель
природы. Где же альтернатива? Мы
видим ее в Евразийской цивилизации.
Сегодня, современный мир
представляют в виде трех ведуших
регионов Америка с США во гла-
ве, Европа с главенством Германии и
Азия с конкурентами Япония
и Китай. Но есть еще Евразия (бывший
СССР) с ее огромными ре-
сурсами и научно-техническим
потенциалом.
Евразийское простронство от Дуная
до Тихого океана оказа-
лась на стыке и истории и
цивилизаций, в 20 веке стало цент-
ральной ареной мировых событий.
Если оглянуться в глубь веков,
то геополитическое пространство
Евразии, государственность его
складывалось почти полторы
тысячилетия, начиная с империи кок-
тюрков. Империя возникла как
противостояние китайской экспан-
сии. Имело целью обьединить
разрозненные, враждуюшие между со-
бой народы Великой степи. Об особой
Евразийской цивилизации пи-
сали еще в начале нашего века и
татарские просветители и русс-
кие эмигранты- евразийцы. В
Советское время большой вклад в
исследования внес Л.Гумелев[1]. У
евразийцев Евразия представля-
лась как обшее естественое
этнокультурное взаимодополняемое
пространство жизни славянских ,
тюркских, угро-финских народов.
Еще в начале 20 века татарские
прорсветители И.Гаспринский и
Ю.Акчура, отмечали, что без славяно-тюркского
союза мы все ока-
жемся на галере у Запада, а с другой
стороны смятые Китаем.
Русские евразийцы -эмигранты (князь
Н.Трубецкой, П.Савицкий)
утверждали, что определяюшую роль в
становление государствен-
ности Евразии сыграла тюрко-татарская
империя Золотая Орда.
Россия же являлась приемницей
государственности Золотой Орды.
Если евразийцы выдвигали идеи
вмещающего ландшафта, кормя-
шего ландшафта, то сейчас в
современных условиях можно выдви-
нуть новую идею оберегающего
ландшафта и говорить об определяю-
щем значение оберегающего
ландшафта, которое в себя включает
биологическое разнообразие,
экологию, здоровье народа, этно-
культурное духовное пространство.
Ученые отмечают, что этничес-
кое сознание, за исключением
небольшого числа частично или пол-
ностью рассеянных этносов тесно
связано с осознанием и поэтиза-
цией исконной для данного этноса
ландщафтно-географической,
экологической (в том числе экология
культуры и т.д.) ниши. При-
чем имеется этнический комплекс
ограничений, табу и своих цен-
ностей, которые поддерживают этнос
как открытую, но целостную
систему[2]. Современная экспансия,
завоевание и подчинение народа
в основном и часто основано не на
непосредственном захвате тер-
ритории а в разрушение и подчинение
оберегающего ландшафта
-своебразный неоколлониализм - его
можно назвать системным, то-
тальным неоколониализмом[3,4].
Посредством мировых банков
контроли-
руется или захватывается
финансовая система страны,
порождают
компрадоров, транснациональные
компании подчиняют, превращают
экономику в придаток (в основном
сырьевой придаток) своей сис-
темы, внедряют экологически
опасные но им выгодные производс-
тва. Происходит захват, разрушение
культурной, духовной сферы и
т.д. Такова участь многих стран -народов
Третьего мира. Тоже
самое угрожает и частично уже
осушествляется в отношение наро-
дов Евразии. К примеру (из области
экологии) уже сейчас в Рос-
сии, у нас в регионе всего 1 ребенок
из 10 практически здоров.
А по научным исследованиям, если 30%
народа больное,то народ
обречен на вырождение.Так что
сложилась критическая ситуация.
Можно говорить о духовном
пространстве человечества, ко-
нечно имея в виду не так называемые
"обшечеловеческие ценнос-
ти", на которые частенко
ссылаются мировые круги, особенно
пе-
ред тем как использовать военную
силу (бомбить города и т.д.) и
которые оказываются не чем иным как
корыстью, экспансией,
"римским язычеством"
западного и мирового естеблишмента
-осно-
вой потребительского обшества, а
нравственные начала мировых
религий -христианства, ислама,
буддизма.
Своебразие (отличающее от Запада)
оберегаюшего ландшафта
Евразии можно кратко подчеркнуть
на таких важных моментах:
-отрицание частной собственности,
свободной купли -продажи
на землю и ресурсы. Земля Божья,
космическое явление, носила
сакральный характер, была живой,
соблюдался принцип управления,
а не частного владения землей. По
мнению некоторых ученных,
ввиду того что нынешняя мировая
система денег терпит кризис,
обусловленный в основном наличием
огромного обьема фиктивного
финансового капитала и долгами
Третьего мира необходимо реформи-
рование денежного мирового
хозяйствования приближения его к
ре-
альному движению материальных
ресурсов, что неизбежно приведет
к росту значения ресурсов в том
числе земли и человеческого
фактора.
-национальные отношения,
исключаюшие рассизм, уничтожение
народа -нации, Народ -нация
воспринимался как самодостаточ-
ность, как Богом данная сущность и
обьединение (особый федера-
лизм) состоял в том, что народ -нация
был частью более велико-
го, что у тюрков называлось "Великий
эль", у православных "Тре-
тий Рим", в новое время "Советский
Союз".
-своебразное видение демократии, с
открытым обсуждением, с
согласием, истоки которого в
крестьянских обшинах, во всенарод-
ных соборах, курултаях, где
принимались решения путем согласия,
а не тайного голосования. Это форма
демократии шла от земли, от
народа, когда вопрос решался
открыто, по совести. В то же время
европейская традиция тайного
голосования идет от жрецов, от
борьбы жреческих кланов. Вспомним,
Сократ был осужден на казнь
тайным голосованием, благодаря
интригам жрецов. Если бы судьба
Сократа решалась путем согласия,
совесть грекам не позволила бы
осудить человека на казнь лишь за
его убеждения. Отметим, что в
нынешние времена правила, сама
атмосфера проведения выборов в
Думу, позволяют власть придержащим
злоупотреблять (подтасовки и
т.д.), особенно когда кондидатура
безальтернативная.
-государственность, когда в
государстве видели скорее объ-
единяюшее начало, чем просто
сборщика налогов и полицейского.
-примат духовности над
материальным; коллектива над лич-
ностью.
-экология и т.д. В отличие от Запада,
где экологическая
проблема рассматривается большей
частью обшественности как уг-
роза лишь личного сушествования и
ради самосохранения готовы их
решать за счет других народов, к
примеру, отправлять отходы в
другие страны ( как заявляют
французские зеленые, где-то поло-
вина французов считают нормальным
отправку радиоактивных отхо-
дов -отработанное топливо АЭС, в
Советский Союз т.к. Франция
платит за это немалую сумму. На
Тайване обшественность предло-
гает вместо строительства нового
хранилища для радиоактивных
отходов отправлять их в Россию.
Похоже, что так называемое ми-
ровое сообшество (и Запад, и Восток)
рассматривает Россию, да и
другие республики СНГ, как мировую
свалку для радиоактивных от-
ходов.), то в нашей стране
экологическая проблема, это скорее
духовно -нравственная -это чувство
сострадания, красоты приро-
ды, зашита ее, ответственность
перед будушем, готовность к ма-
териальным лишениям, некоторый
аскетизм (принцип достатка, а не
обогащения). Вспомним, в движение за
чистоту Байкала, за Катунь
принимали участие и люди живушие
далеко от данных регионов. У
нас в истории скорее увидишь
жертвенность, чем самосохранение.
Евразия один из немногих регионов,
где есть первозданная
Природа. К примеру, в Западной
Европе этого практически нету
совершенно. В России, в основном в
Сибири самый крупный в мире
по площади участок (700-800 млн га) не
нарушенной хозяйственной
деятельностью. По мнению ученых
Евразия один из центров стаби-
лизации и восстановления
окружаюшей среды. И в то же время к
примеру, Сибирь богата ресурсами на
которые претендуют и про-
мышленно развитые страны, особенно
Запада (с принципом свободы
неограниченного потребления).
Вопрос стоит так: или Западный мир
вынужден будет менять свои
потребности, установки (в какой то
степени это происходит в
Скандинавских странах) или они
разрушат, конечно с помощью
компрадоров, Евразию, что может
вызвать и катастрофу евразийс-
ких народов и планетарную
катастрофу. Обшественность может
про-
тивостоять этому, опираясь на
оберегаюший ландшафт, этнодухов-
ное пространство наших народов.
Литература.
1. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера
Земли, 19994г.
2. Арутюнов С., Жуковская Н. Этнос и
город. "Энергия", №12, 1992г.
3. Гарапов А.Ф. От Союза ССР к
Евразийскому Союзу. Электронный
бюллетень "Магди" версия 7.3, 1995г.
4. Гарапов А.Ф.Мировой кризис и
Евразия. "Третий путь" №41, 1996г.
(статья была представлена на 2-ой
Международной (Всесоюзной)
антиядерной конференции, Казань, 1996
г., См.сборник "На путях к духовно-экологической
цивилизации (Евразийский проект)",
Казань, АО "Карпол",1996г.)