Научно практическая конференция «О проблемах с твердыми коммунальными отходами, эко-безопасность и альтернативы мусоросжигательным заводам для устойчивого развития Республики Татарстан» (Казань, 25 января 2020г.

Материалы конференции (раздел в работе, продолжается дополняться)

1. Азимов Юсуф Исмагилович, доктор т.н., профессор КФУ . Логистика по обращению с отходами.

https://www.youtube.com/watch?v=rZVQJQKz3W4

2. Мазурин И.М.доктор т.н., профессор Москва. Проекты МСЗ, технологические процессы, нормативы на выбросы, экологические последствия.

Видео https://www.youtube.com/watch?v=rZVQJQKz3W4

(В видео: первый лектор:Азимов Юзиф Исмагилович доктор технических наук, заслуженный профессор КФУ. Второй лектор: Мазурин Игорь Михайлович, доктор технических наук, профессор, эксперт по технологиям от Общероссийского народного фронта, Общероссийского гражданского форума. Ведущий научный сотрудник ОАО «ЭНИН им. Г.М. Кржижановского». Он возглавлял группу, проводившую экспертизу московских МСЗ.)

И.М. Мазурин, С.П. Колотухин, В.В. Понуровская Европейские истины в новых российских ГОСТах не решают главных проблем переработки бытовых отходов в Росси

3. Салихов З.Г. доктор т.н., Москва. Утилизация мусора, установка альтернативная МСЗ. https://www.youtube.com/watch?v=d2JT5Q-2xVQ

4. Ахмеров Н.У.доктор м.н., г. Казань. Медико – экологический аспект мусоросжигания. https://www.youtube.com/watch?v=dDrlpQJLEVg

5. Докучаева И.С. к.т.н. Казань. Супертоксины МСЗ - тотальная угроза жизни на Земле
https://www.youtube.com/watch?v=kn6JeZmGbpo

6. Мухачев С. Г. к.т.н.,Казань. Микробиологическая переработка СКО (сельскохозяйственных коммунальных отходов), экономика. https://www.youtube.com/watch?v=_GD5n9X_YVc

7. Хакимуллин А.Б. к.х.н. Казань. Вопросы на которые у строителей МСЗ нет ответов. https://www.youtube.com/watch?v=J_yqoy1OaAk

8. Шушков В. Г. руководитель экоклуба «Кедровый дом», биотехнолог, Казань. Перспективы мусоросортировочных и перерабатывающих заводов в решение мусорной проблемы. https://www.youtube.com/watch?v=3wJ-3rR7yd4

9. Бортяков А.В. эколог Казань. Экономические и юридические препятствия сортировки мусора.https://www.youtube.com/watch?v=0y7COniiluQ

10. Кропотов Д.А. председатель инициативной гр. Дербышки. Пропаганда раздельного сбора мусора https://www.youtube.com/watch?v=bgbK3416KSI&t=284s

11. Гарапов А.Ф. председатель Антиядерного общества Татарстана. Цель конференции. https://www.youtube.com/watch?v=pRVExtqelUY

Гарапов А.Ф. Экобезопасность, устойчивое развитие и мусоросжигательные заводы.

12. Белкин В.М. эколог, Екатеренбург. Комплекс сортировки и переработки твердых бытовых отходов.

Информация о   конференции против Мусоросжигательных заводов

 25 января 2020 года состоялась научно практическая конференция «О проблемах с твердыми коммунальными отходами, эко-безопасность и альтернативы мусоросжигательным заводам для устойчивого развития Республики Татарстан»
Темами конференции являлись:
·  Экологические, экономические проблемы по сбору и переработке мусора,  ТКО, в том числе в представленной Республиканской территориальной схеме обращения с отходами и устойчивое развитие РТ.
·  ТКО и полигоны, проблемы по принятию закона против ввоза мусора в РТ, проблемы трансрегиональных перевозок ТКО, Республиканская территориальная схема и устойчивое развитие РТ. Общественные экологические экспертизы МСЗ московской области и РТ независимыми учеными, результаты, рекомендации.
·  Альтернативные термической обработке, мусоросжиганию проекты по переработке мусора, ТКО.
·   МСЗ и проблемы загрязнения супертоксинами диоксинами, фуранами. Создания сети  контроля (постоянного мониторинга) по супертоксинам (прежде всего по диоксинам, фуранам, бенз (а)пиренам и металлоорганикой)в первую очередь в районах с  нефтехимическими производствами (Нижнекамск, Казань, Альметьевск).
·   Экологические проблемы, проблемы с ТКО в Генеральном плане развития Казани, проблемы сохранения экологического каркаса города и т.д. и устойчивое развитие РТ.
·  Проблемы обеспечения устойчивого развития Республики Татарстан, города Казани, реализации международной Хартии Земли (принята в Республике Татарстан в 2001 году), проблемы  экологической безопасности, здоровья человека в альтернативных без МСЗ подходах по переработке мусора, ТКО.
В организации принимали участие Антиядерное общество Татарстана, Российский социально экологический союз, Всетатарский общественный центр, ученые, общественность Казани.
Уже с 2016 года в республике ведется компания против планов строительства мусоросжигательных заводов (МСЗ), проводились митинги, пикеты и т.д. Однако лоббисты продолжают реализовывать планы строительства МСЗ в Татарстане. Хотя конференция была посвящена проблемам с твердыми коммунальными отходами (ТКО) в республике, но участвовали и ученые эксперты из Москвы,  которые проводили общественную экологическую экспертизу МСЗ  Московской области.Участники конференции прослушали доклады и сообщения профессоров, докторов наук, в том числе технических и медицинских наук, кандидатов наук, а также экоактививтов и общественных деятелей.В выступлениях участников затрагивались общие для России проблемы по МСЗ и по отходам. участники пришли к  выводу, что Мусоросжигательные заводы не соответствуют требованиям экологической безопасности, не отвечают целям устойчивого развития Республики Татарстан и в целом России, сохранению окружающей среды, природы, ресурсов для развития будущих поколений, необходимо развивать и внедрять современные альтернативные мусоросжиганию технологии по переработки и использования отходов, в том числе твердых бытовых отходов. Для этого необходимо создание соответствующей инфраструктуры, в том числе перерабатывающую промышленность.
На конференции были приняты  итоговая Резолюция и Обращение к гражданам и правительствам РТ и РФ (приводятся ниже)

Выступления, доклады  можно посмотреть на сайтах:

В контакте «Долой МСЗ» https://vk.com/doloimsz

Видио конфернции можно посмотреть на сайтахАдрес видио конференции : https://vk.com/video-181047282_456239145

Конференция против мусоросжигательных заводов освещалось на сайте «А если честно!» в контакте : https://vk.com/fairnews_life

В контакте «Красные Дербышки» https://vk.com/public183561645 

https://www.youtube.com/watch?v=kn6JeZmGbpo
https://www.youtube.com/watch?v=rZVQJQKz3W4
https://www.youtube.com/watch?v=dDrlpQJLEVg
https://www.youtube.com/watch?v=_GD5n9X_YVc
https://www.youtube.com/watch?v=J_yqoy1OaAk
https://www.youtube.com/watch?v=0y7COniiluQ
https://www.youtube.com/watch?v=3wJ-3rR7yd4
https://www.youtube.com/watch?v=d2JT5Q-2xVQ
https://www.youtube.com/watch?v=bgbK3416KSI&t=284s
https://www.youtube.com/watch?v=pRVExtqelUY

Обращение к гражданам и правительствам РТ и РФ
научно – практической конференции «О проблемах с твердыми коммунальными отходами, экобезопасность и альтернативы мусоросжигательным заводам для устойчивого развития Республики Татарстан» (Казань, 25 января 2020 г.)


В связи с обострением проблем с твердыми коммунальными отходами (ТКО) – мусором и строительством мусоросжигательных заводов в Республике Татарстан (РТ) 25 января 2020 года состоялась научно практическая конференция «О проблемах с твердыми коммунальными отходами, экобезопасность и альтернативы мусоросжигательным заводам для устойчивого развития Республики Татарстан».
В организации и проведении конференции участвовали ученые, в том числе эксперты из Москвы и Казани, а также представители общественных и экологических организаций Республики Татарстан и России. Участники конференции приняли итоговую Резолюцию, а также выступили с нижеследующим Обращением к гражданам и правительствам РТ и РФ.
Конференция отмечает, с 2016 года в Республике Татарстан лоббируются строительство Мусоросжигательного завода (МСЗ) в Казани, технология мусоросжигания компании Hitachi Zosen Inova. Ведётся политика замалчивания альтернативных МСЗ подходов к решению проблем с мусором, совершенно не обсуждаются и не рассматриваются альтернативные мусоросжиганию технологии по переработке твердых коммунальных отходов, дело доходит до дезинформации населения и популистских высказываний чиновников о готовности жить рядом с МСЗ. Дошло до того, что обещают провести международную экспертизу МСЗ. Можно подумать, что мы живем в какой-нибудь отсталой от всего мира африканской стране, в России не осталось ученых, специалистов и нет никаких технологий, более совершенных и более современных, чем мусоросжигание, МСЗ. Конечно, можно за рубежом найти ученых, которые будут лоббировать МСЗ, ведь и аппаратура, и оборудование для МСЗ производят у них. Но кто же поверит в объективность этой международной экспертизы? Только корыстно заинтересованные в строительстве МСЗ бизнесмены и чиновники.
Что особенно вызывает возмущение это то, что замалчиваются или преуменьшаются экологические проблемы и опасности для здоровья населения от использования МСЗ. Действительно, Мусоросжигательные заводы это:
- Выбросы газов, высокотоксичных загрязнителей (диоксины, фураны и др.), разрушающих здоровье человека. По исследованиям число и раковых, и других больных вокруг МСЗ возрастает в радиусе до 30 км.
- В результате работы МСЗ образуются шлак и зола, составляющие свыше четверти объема отходов. Для Казанского МСЗ планируется поток мусора в 550 тыс. тонн в год, это будет около 200 тыс. тонн токсичной золы и шлака в год. Для МСЗ в Московской области объём шлака ещё больше, так как объём сжигаемого мусора планируется в 700 тыс.тонн в год. Т.е. проблема захоронения мусора (в виде золы и шлака) остается и после МСЗ.
- Энергия, получаемая на МСЗ сопровождается отходами, газовыми выбросами. Сжигание отходов – это вовсе не возобновляемая энергия, это возобновляемые отходы. К тому же получаемая энергия дорога, в более чем десять раз дороже, чем от ТЭЦ и ГЭС.
Всё это неизбежно приведет к росту услуг ЖКХ для населения.
К тому, что МСЗ является разрушительным для здоровья человека и природы пришла к выводу и Общественная экологическая экспертиза мусоросжигательных заводов Московской области, проведенная учеными в феврале 2019 года в рамках заданий от Общероссийского народного фронта и Общероссийского гражданского форума. Общественная экспертиза предлагает отказаться от строительства МСЗ, развивать индустрию по переработке мусора, отходов. К такому же результату пришла и Общественная экологическая экспертиза, проведенная Экспертной комиссией ученых в мае 2019 года по МСЗ в Казани.
В результате работы конференции участники пришли к выводу, что необходимо отказаться (учитывая исторический опыт СССР и мировой опыт тех же промышленно развитых стран Европы) от мусоросжигательных технологий, от МСЗ. Надо использовать, в том числе и опыт прошлого - существовавшую в СССР систему циклического оборота стеклопосуды, сбора и обработки макулатуры, металла, вторичного использования товара (система комиссионных магазинов) и т.д. А также современный подход стран Западной Европы (ЕС), которые приняли стратегию перехода на экономику замкнутого цикла (или циклическую экономику), в которой исключается сжигание мусора, отходов, а есть перерабатываемые отходы. В управлении этой экономикой товар после использования его потребителем, рассматривается как ценное сырьё, используемое повторно или как вторсырье для переработки, или идёт на утилизацию (это для органических отходов, через биотехнологическую переработку) в виде биогаза (метана) и удобрения для сельского хозяйства.
Конференция утверждает, что имеются множество отечественных технологий по переработке отходов, в том числе ТКО безопасные для человека и природы. Необходимо организовать соответствующие конкурсы, чтобы выбрать наиболее выгодные и экологически безопасные для реализации существующие отечественные проекты. Можно в этом плане из технологий упомянуть и равновесный процесс окисления (каталитический процесс) органических отходов, и различные модификации пиролиза и т.д.
В связи с обострившейся проблемой с транрегиональными перевозками мусора, с протестами против строительства полигонов у станции Шиес (Архангельская область) и Арска (Республика Татарстан) конференция считает необходимым выразить солидарность с защитниками Шиеса и Арска. Конференция считает, что нельзя нарушать этические традиционные нормы всех народов России, загрязнять чужие территории, мусор должен сохраняться там, где он образовался. Конференция поддерживает требование общественности по принятию закона против ввоза мусора в РТ, выступает против трансрегиональных перевозок ТКО.
Конференция особо обратила внимание и на проблему загрязнения территорий супертоксинами, диоксинами, фуранами, к настоящему времени актуальную для всего мира, в том числе для России и для Республики Татарстан. Отметим, как показывает опыт Испании, Англии и др. МСЗ усугубляет проблему загрязнения диоксинами. Для некоторых регионов России, где особенно остро стоит проблема (к примеру, в Республике Татарстан) предлагаем создать сеть контроля (постоянного мониторинга) по супертоксинам (прежде всего по диоксинам, фуранам, бенз (а)пиренам и металлоорганикой), которая в первую очередь охватывала бы районы неблагополучные с экологией. Необходимо конечно, провести рекультивацию земель, заражённых диоксинами.
Конференция пришла к выводу, что Мусоросжигательный завод не соответствует требованиям экологической безопасности, не отвечает целям устойчивого развития Республики Татарстан и России, сохранения окружающей среды, природы, ресурсов для развития будущих поколений. Проблемы с твердыми коммунальными отходами решаются путем развития и внедрения современных альтернативных мусоросжиганию технологий по переработке и использования отходов. Для этого необходимо создание соответствующей инфраструктуры (в том числе обеспечивающей раздельный сбор мусора) и перерабатывающей промышленности.
Участники обращаются к гражданам и правительствам РТ и РФ поддержать выводы конференции, отказаться от строительства МСЗ, выступить в защиту природы, будущего наших народов.
От имени участников конференции:
Гарапов А.Ф. председатель Антиядерного общества Татарстана, Оргкомитета конференции;
Мухачев С.Г. к.х.н., руководитель Татарстанского отделения Российского социально экологического союза;
Закиев Ф.В. -председатель Всетатарского общественного центра;
Шушков В.А. – руководитель экоклуба «Кедровый дом»;
Мухаметзянов Р.Т. координатор Советов общественной самоорганизации РТ.
Ахмеров Н.У. генетик, д.м.н., член СП РТ;
Докучаева И.С. к.х.н., доцент.

Резолюция научно – практической конференции «О проблемах с твердыми коммунальными отходами, экобезопасность и альтернативы мусоросжигательным заводам для устойчивого развития Республики Татарстан» (Казань, 25 января 2020 г.)

В связи с обострением проблем с твердыми коммунальными отходами (ТКО) – мусором и строительством мусоросжигательных заводов в Республике Татарстан (РТ) 25 января 2020 года состоялась научно практическая конференция «О проблемах с твердыми коммунальными отходами, экобезопасность и альтернативы мусоросжигательным заводам для устойчивого развития Республики Татарстан».
В организации и проведении конференции участвовали ученые, в том числе эксперты из Москвы и Казани, а также представители общественных и экологических организаций Республики Татарстан и России.
1. Конференция отмечает, с 2016 года в республике лоббируются строительство Мусоросжигательного завода (МСЗ) в Казани, технология мусоросжигания. Планируются строительство МСЗ, использование технологии мусоросжигания компании Hitachi Zosen Inova. Отметим, что ведётся политика замалчивания альтернативных МСЗ подходов к решению проблем с мусором, не организован открытый конкурс, совершенно не обсуждаются и не рассматриваются альтернативные мусоросжиганию технологии по переработки твердых коммунальных отходов, дело доходит до дезинформации населения и популистских высказываний чиновников о готовности жить рядом с МСЗ. Дошло до того, что обещают провести международную экспертизу МСЗ. Можно подумать, что мы живем в какой-нибудь отсталой от всего мира африканской страны, в России не осталось ученых, специалистов и нет никаких технологий, более совершенных и более современных, чем мусоросжигание, МСЗ. Конечно, можно найти ученых в Западной Европе, которые будут лоббировать МСЗ, ведь и аппаратура, и оборудование для МСЗ производят у них. Но кто же поверит в объективность этой международной экспертизы? Только корыстно заинтересованные в строительстве МСЗ бизнесмены и чиновники. Отметим в связи с этим то, что замалчиваются или преуменьшаются экологические проблемы, опасности для здоровья населения от использования МСЗ.
1.1. Несмотря на сложившуюся в республике ситуацию с сокрытием информации вокруг МСЗ широкая экологическая общественность с того же 2016 года проводит в Казани митинги протестов, пикеты, круглые столы, семинары на которых раскрыта экологическая опасность этой разрушительной технологии мусоросжигания, использования Мусоросжигательных заводов. Действительно, Мусоросжигательные заводы это:
- Выбросы газов, высокотоксичных загрязнителей (диоксины, фураны и др.), разрушающих здоровье человека. По исследованиям число и раковых, и других больных вокруг МСЗ возрастает в радиусе до 30 км.
- В результате работы МСЗ образуются шлак и зола, составляющие свыше четверти объема отходов. Для Казанского МСЗ планируется поток мусора в 550 тыс. тонн в год, это будет около 200 тыс. тонн токсичной золы и шлака в год. Т.е. проблема захоронения мусора (в виде золы и шлака) остается и после МСЗ.
- Энергия, получаемая на МСЗ сопровождается отходами, газовыми выбросами. Сжигание отходов – это вовсе не возобновляемая энергия, это возобновляемые отходы. К тому же получаемая энергия дорога, в разы дороже, чем от ТЭЦ и ГЭС.
1.2. К тому, что МСЗ является разрушительным для здоровья человека и разрушительным для окружающей среды производством, пришла к выводу и Общественная экологическая экспертиза мусоросжигательных заводов Московской области, проведенная учеными в феврале 2019 года в рамках заданий от Общероссийского народного фронта и Общероссийского гражданского форума. Общественная экспертиза предлагает отказаться от строительства МСЗ, развивать индустрию по переработке мусора, отходов. К такому же результату пришла и Общественная экологическая экспертиза, проведенная Экспертной комиссией ученых в мае 2019 года по МСЗ в Казани.
1.3. Конференция считает, что и в представленных проектах по Мусоросжигательным заводам в Казани также как и для Московской области отсутствует учет морфологии потенциальных потоков несортированного мусора, гарантированно вызывающих образование диоксинов, фуранов и полихлорированных бифенилов. В проектах также отсутствуют конкретные указания, что и где будут делать со шлаком и золой, получаемых в результате сжигания. Это не удивительно, так как шлак и зола представляют собой повышенной токсичности материалы, которые порождают новые серьёзные экологические проблемы их захоронения. Переработка их практически экономически невыгодно и невозможно из-за их повышенной токсичности и угрозы окружающей среды. МСЗ имеет и ряд других принципиальных недостатков, которые делают их использование невозможным, не соответствующим современным требованиям экологической безопасности, о которых было указано выше в пункте 1.1.
1.3.1.Следует отметить и то, что разбавительный принцип уменьшения концентрации опасных веществ, принятый за основу в технологии мусоросжигательных заводов Хитачи-Цосен (Hitachi Zosen Inova) принципиально непригоден для высокостабильных супертоксинов, к которым относятся диоксины. Даже при малых концентрациях эти высокомолекулярные вещества в окружающей среде быстро осядут на землю и будут постоянно накапливаться в гумусном слое почвы в течение всего срока работы завода, вблизи источника выбросов, поскольку время жизни диоксинов до разложении в почвенных слоях не менее 100 лет.
1.3.2. В предлагаемой технологии мусоросжигания наиболее сложная аналитическая проблема. Она заключается в отсутствии постоянной и надёжной обратной связи между концентрацией диоксинов в выбросных газах и действиями оператора, управляющего параметрами процесса переработки мусора. При часовом объёме выбросных газов 400-450 тыс.м3, что по весу соответствует 500 тонн газа в час, неконтролируемое превышение допустимой концентрации супертоксинов за несколько часов задержки действий оператора, может иметь печальные последствия для сотен и тысяч жителей, живущих в районах, прилегающих к заводу.
1.4.Таким образом, получается, что решение об использовании мусоросжигательных заводов Хитачи-Цосен было принято без предварительных исследовательских работ по составу ТКО, и без прогнозных оценок последствий функционирования МСЗ, в том числе учета проблем слежения за выбросами диоксинов и др. газовыми выбросами, а также проблем с шлаками и другими отходами МСЗ.
2. Конференция считает, что строительство мусоросжигательного завода в Казани противоречит конституционным правам граждан на здоровую окружающую среду, закрепленные в Конституциях Российской Федерации и Республики Татарстан. В целом реализация проектов, направленных на атмосферное сжигание ТКО, противоречит Федеральному закону 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
2.1. В этой связи отдельного рассмотрения требует вопрос стандартизации технологий обращения с отходами. Важно, чтобы они соответствовали национальным интересам России, соответствовали конституционным гарантиям, трудовому праву и законодательным актам России по охране здоровья человека и окружающей среды, а также обеспечивали приоритет и развитие национальных рынков. При рассмотрении нового стандарта по наилучшим доступным технологиям (НДТ) - ГОСТ 56828.22-2017, из приведённого перечня исчез конституционный приоритет человека и гарантии по его безопасности. О приоритете человека можно только догадываться. Приоритет человека выступает по умолчанию на фоне ресурсосбережения, являющегося предметом стандартизации. При отсутствии, оформленного в виде Государственного Стандарта, механизма контроля за выполнением нормативных требований по охране здоровья человека и окружающей среды, новый стандарт не фиксирует основы для контроля за исполнением конституционных гарантий в отношении человека и окружающей среды. Отметим, ещё один аспект, новые стандарты по НДТ исключают участие промышленных санитарных служб в экспертизе по проблемам безопасности человека и охраны окружающей среды, что крайне отрицательно сказывается на качестве проектов по переработке отходов из-за неизбежной формализации нормативов по безопасности. Необходимо утвердить в стандарте конституционный приоритет человека, гарантии по его безопасности и участие промышленных санитарных служб в экспертизах.
2.2. Конференция считает, что строительство Мусоросжигательного завода в Казани противоречит не только конституционным правам граждан на здоровую окружающую среду, закрепленные в Конституциях Российской Федерации и Республики Татарстан, но и нарушает положения Международного документа Хартии Земли (принята Госсоветом РТ в 2001 году), не соответствуют принципам устойчивого развития. В частности нарушается 6-й пункт положение документа о запрете использования технологий, приводящих к накоплению токсичных отходов.
2.3. Конференция отмечает, промышленно развитые страны Западной Европы приняли стратегию, план перехода на экономику замкнутого цикла (или циклическую экономику), в которой исключается сжигание мусора, отходов, а есть перерабатываемые отходы. В управлении этой экономикой товар прослеживается на всем технологическом цикле, от производства, использования и далее. Производитель должен учитывать (к примеру, в цене) и то, что будет с товаром после его продажи, использования его потребителем, в процессе переработки его как вторсырья, или утилизации ( это для органических отходов, через биотехнологическую переработку) в виде биогаза (метана) и удобрения для сельского хозяйства. Уже 26 января 2017 года Еврокомиссия выступила с заявлением, что МСЗ, сжигание мусора препятствуют переходу к циклической экономике, так как использует ресурсы, которые могли бы перерабатываться. Еврокомиссия рекомендует отказаться от строительства новых МСЗ. Компании, строящие МСЗ, производящие для них оборудование оказались в трудном положение, спрос на заводы, на их оборудование падает.
3. Конференция считает, что необходимо отказаться (учитывая указанный мировой опыт тех же промышленно развитых стран Европы) от мусоросжигательных технологий, от МСЗ. Надо использовать, в том числе и исторический опыт прошлого - существовавшую в СССР систему циклического оборота стеклопосуды, сбора и обработки макулатуры, металла, вторичного использования товара (система комиссионных магазинов) и т.д.
3.1. Конференция считает необходимым создание экономики повторного использования ресурсов, предметов и товаров, «круговой экономикой» или «циклическую экономику». С этой целью, прежде всего необходимо:
3.1.1. Создание системы сбора опасных отходов – батареек, ртутьсодержащих ламп, градусников. Необходимо запретить продажу опасных товаров при отсутствии системы сбора и обработки отходов указанных товаров.
3.1.2. Создание и развитие системы сбора и использования отходов для вторичного использования (при возможности, зависит от товара, к примеру, для одежды - секондхенд) и использования как вторсырья. Необходимо создавать пункты сбора подобных отходов – макулатуры, метала, стеклопосуды, ветоши и т.д.
3.1.3 Создание системы сбора пищевых и органических отходов. За переработку собранных отходов на основе биотехнологий (биогазовый завод) с получением биогаза (метана) и удобрений для сельского хозяйства.
Таким образом, конференция считает необходимом воссоздание или создание промышленности по переработки отходов, в том числе ТКО.
3.2. Конференция утверждает, что имеются отечественные технологии по переработке отходов, в том числе ТКО безопасные для человека и природы. Необходимо организовать соответствующие конкурсы, чтобы выбрать наиболее выгодные и экологически безопасные для реализации существующие отечественные проекты. Можно в этом плане из технологий упомянуть и равновесный процесс окисления (каталитический процесс) органических отходов, и различные модификации пиролиза, т.е. разложения при высокой температуре до парообразного состояния органических компонентов, с последующей конденсацией или сжиганием образовавшегося синтез-газа. На основе пиролиза можно создать безотходную технологию замкнутого цикла с получением энергии для собственных нужд, а также для производства различных материалов. Несколько вариантов пиролиза бытовых отходов имеют многолетнюю историю промышленной реализации, как в России, так и за рубежом. Тем более странно, что, несмотря на богатый фактический материал по успешной реализации отечественных безотходных процессов замкнутого типа по переработке бытовых отходов с использованием печей Ванюкова, а также электрических печей по процессу Волохонского, Россия оказалась покупателем совершенно тупикового процесса пламенного сжигания мусора на решётках от фирмы Хитачи-Цосен.
3.3. Отметим имеющиеся и в настоящее время в Российской Федерации положительные шаги в сторону современной экономики по переработки мусора. В качестве этого шага - примера, пушенный 25 мая 2018 года в Дзержинске (Нижегородская обл.) Мусоросортировочный завод, мощностью 400 тыс. т/год.
3.4. Конференция поддерживает опыт организации подомового сбора твердых бытовых отходов в Казанских поселках ИЖС (Нагорный, Кульсеитово, Дружба). В дальнейшем такой подход позволяет практически без дополнительных затрат организовать раздельный сбор мусора в частных домах, причем любого количества видов вторсырья (пластики, стекло, органика и т.д.). Это подтверждается также и давно реализованным раздельным сбором бытовых отходов странами Западной Европы.
В то же время конференция считает, что городским властям необходимо более последовательно системно внедрять подомовой сбор бытовых отходов в многочисленных пригородных поселках, а также создавать необходимые условия для совершенствования этого вида сбора бытовых отходов и переходить уже сейчас в поселках на раздельный сбор мусора. Это позволит избавиться в пригороде Казани от свалок мусора, что сейчас жители Казани видят ежедневно.
4. Конференция считает, что в Территориальной схеме в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами Республики Татарстан разработчики опирались на устарелый технократический подход достижения некого баланса между экологией и экономикой, что не соответствует конституционному приоритету человека и гарантии по его безопасности, здоровья а также принципу устойчивого развития отраженному в международных документах. Это отраженно, к примеру, и в международном документе «Хартия Земли» (по нему принято 27 апреля 2001 года Постановление №722 Государственным Советом Республики Татарстан). В Территориальной схеме ТКО рассматриваются как мусор, а не ценное сырьё, требующее переработки или повторного использования, из сходя из этого упор сделан на использования мусоросжигательных технологий, с соответствующими выше указанными недостатками и фактически не рассматриваются альтернативные МСЗ варианты. Таким образом, Территориальная схема не отвечает не экологической безопасности, не устойчивому развитию РТ, требуется её пересмотр.
5. Конференция отмечает, что Генеральный план развития Казани не соответствует экологическим нормам. В частности отсутствует у разработчиков даже такое понятие как экологический каркас города. Более того, Генплан разрушает уже существующие природные территории. Это катастрофа, так как город Казань по озеленению не соответствуют нормам. К примеру, в районе Гавриловского леса, в поселке Дербышек и т.д. проводятся точечная застройка территории, уничтожаются парки, чтобы провести дороги. Таким образом, наблюдается приоритет интересов бизнеса, а не условия жизни горожан. В Генеральном плане предусматривается строительство Мусоросжигательного завода и соответственно отражена для него инфраструктура, дороги и т.д. Требуется пересмотр Генерального плана развития Казани с приоритетом здоровья граждан, здоровой окружающей среды, устойчивого развития города.
6. Конференция отмечает, что в связи с обострившейся проблемой с мусором появились идеи решать проблему с мусором за счет соседей. К примеру, так запланировали власти Москвы, вывозить мусор в провинцию. И с этой целью организовали стройку крупнейшего в Европе полигона для ТКО около поселка, станции Шиес (Архангельская область). На этот полигон планируют по железной дороге завести из Москвы за 1300 км. 2 млн. тонн ТКО. Протесты, митинги охватили не только Архангельскую область, но и соседнею Республику Коми. Общественность Республики Татарстан выражает солидарность с защитниками Шиеса. Действительно это нарушение этических традиционных норм всех народов России, загрязнять чужие территории, мусор должен сохраняться там, где он образовался. Что касается Республики Татарстан, то в соответствие с Территориальной схемой в области обращения с твердыми коммунальными отходами планируются различные полигоны, свалки. И уже сейчас некоторые из них вызывают протесты местных жителей. К примеру, информация появившаяся летом о строительстве огромного полигона у железнодорожной станции Арск (как сообщают в СМИ, полигон рассчитан принимать 700 тонн мусора в день), вызвала справедливое возмущение жителей, протесты, митинги. В связи с сложившейся обстановкой общественные организации РТ выступили с требованием к Госсовету РТ, принять закон против ввоза мусора в РТ, выступили против трансрегиональных перевозок ТКО.
Конференция поддерживает требование общественности по принятию закона против ввоза мусора в РТ, выражает солидарность с защитниками Шиеса и Арска, выступает против трансрегиональных перевозок ТКО.
7. Конференция считает необходимым разработать отечественные ПДК по супертоксинам для трёх сред - по воздуху, воде и земле. При этом нарушения санитарных норм по супертоксинам должны контролировать только санитарные врачи в структуре Госсанэпиднадзора, которому надо вернуть прежние функции. Для Республике Татарстан предлагаем создать сеть контроля (постоянного мониторинга) по супертоксинам (прежде всего по диоксинам, фуранам, бенз (а)пиренам и металлоорганикой), которая в первую очередь охватывала бы районы неблагополучные с экологией, это нефтеносные районы – Альметьевский, Бавлинский, это районы Нижнекамска, с его химическими, нефтехимическими производствами, это Казань с пригородом предприятия «Казаньоргсинтез» и т.д.
8. Конференция решила выступить с Обращением к гражданам, правительствам РТ и РФ против строительства МСЗ, ввиду их несоответствия требованиям экологической безопасности и устойчивому развитию РТ и РФ.
Таким образом, конференция пришла к выводу, что Мусоросжигательный завод не соответствует требованиям экологической безопасности, не отвечает целям устойчивого развития Республики Татарстан, сохранения окружающей среды, природы, ресурсов для развития будущих поколений. Проблемы с твердыми коммунальными отходами решаются путем развития и внедрения современных альтернативных мусоросжиганию технологий по переработке и использования отходов. Для этого необходимо создание соответствующей инфраструктуры (в том числе обеспечивающей раздельный сбор мусора) и перерабатывающей промышленности.
От имени конференции:
Гарапов А.Ф. председатель Антиядерного общества Татарстана, Оргкомитета конференции;
Мухачев С.Г. к.х.н., руководитель Татарстанского отделения Российского социально экологического союза;
Ахмеров Н.У. генетик, д.м.н., член СП РТ;
Докучаева И.С. к.х.н., доцент.

О конференции репортажи (раздел продолжается дополнятся):

Здоровая жизнь. Казань.4 фев 2020 https://vk.com/wall-162072351_775

Нестыковки в ОВОС, всепроникаемость диоксинов и нежелание властей решать мусорный вопрос: как прошла эко-конференция в Казани. 

25 января 2020 года в Казани состоялась научно-практическая конференция по теме экологической безопасности Республики Татарстан. Основной вопрос - необходимость экстренного реагирования на нависшую экологическую угрозу от реализации планов строительства мусоросжигательного завода (МСЗ).

Конференция, организованная «Антиядерным обществом РТ», собрала научных экспертов Казани и Москвы: экологов, химиков, инженеров. Таким образом, создался фундамент научно-технического обоснования утверждения опасности и вреда МСЗ. Доклады, зачитываемые кандидатами наук, профессорами, ведущими специалистами представили картину не только последствий МСЗ, противоречии и недосказанности в документации ОВОС планируемого казанского завода, но и общую плачевную ситуацию по России в "мусорном" вопросе.

Московский гость конференции, Мазурин Игорь Михайлович, доктор технических наук, ведущий научный сотрудник ОАО «ЭНИН им. Г.М. Кржижановского», возглавлявший группу, проводившую экспертизу московских МСЗ начал с того, что подразделения многих научных лабораторий и институтов, занимающихся вопросами утилизации мусора в наше время расформированы. Другими словами, вопросом утилизации мусора Россия сейчас не озадачена вообще (!). Согласитесь, это странно, учитывая, что обьем мусора в мире и в России явно увеличился со времен Советского Союза. Дальше им были приведены цифры, отражающие негативное воздействие выбросов московских МСЗ на здоровье жителей близлежащих населенных пунктов. Эти цифры не предполагаемые, а вполне реальные, ведь московские МСЗ действуют уже несколько лет и последствия можно оценить вполне конкретной статистикой.

Следующий докладчик, Салихов Зуфар Гарифуллович, доктор технических наук, изобретатель, главный научный сотрудник РАН поддержал своего коллегу в заявлении об отсутствии заинтересованности властей в истинном решении мусорной проблемы. 
- Есть разработки, установки для утилизации мусора и более экологичные, и менее затратные, чем МСЗ, однако, до настоящего времени правительством проводилась политика, не стремящаяся разобраться в этом вопросе основательно.
Зуфар Гарифуллович представил собственную разработку установки, утилизирующей мусор.

Конференция продолжилась докладом о вреде диоксинов. Развернутую презентацию представила слушателям Ирина Сергеевна Докучаева, доцент КХТИ, кандидат химических наук. В зоне поражения от МСЗ формулу диоксинов и супертоксинов (соединения с другими хим. элементами, дающие усиление свойств), со слов Ирины Сергеевны, можно будет наблюдать не только в воздухе, но и в пищевых продуктах, грудном молоке кормящих матерей, воде, земле. Защититься от этого будет практически невозможно. 

Хакимуллин Альфред Булатович, кандидат химических наук, зачитал доклад об оценке общественной экологической экспертизы казанского МСЗ. Альфред Булатович, лично входивший в составе комиссии, акцентировал на противоречиях и нечеткости анализа ОВОС (оценка воздействия на окружающую среду). Так, например, в оценке указано, что до 2022 года при МСЗ будет построена мусоросортировочная станция, рассчитанная на 735 тонн мусора. Однако, кто будет строить эту станцию, где, когда и по какому проекту не указано. То есть, в 2020 году планируют строить МСЗ, а необходимую при нем мусоросортировочную станцию, даже неизвестно когда? 
Далее, в разделе «Сведения об обьектах и об охраняемых зонах современного уровня загрязнения воздуха» в ОВОС завода не учтены предприятия: казанский филиал завода «Нефтехим», две автозаправки, асфальтовый завод. Также, стоит заметить, в планах строительство МСЗ происходит в санитарной-защитной зоне магистрали газопровода «Казань-Йошка-Ола». В данной зоне уже наблюдают превышенные показатели ПДК (предельно-допустимая концентрация) вредных элементов.
Эффективность очистки отходящих газов от МСЗ, по данным самих проектировщиков, например, по оксиду азота не превышает 50%. Другими словами, уже в проект заложено, что очистка будет плохая (!) Цифры, представленные в ОВОС, - обьема мусора, предполагаемых выбросов, шлака- не стыкуются друг с другом, что говорит о неверных расчетах. 
-Удивительно еще то, - подчеркнул Альфред Булатович, - что в ОВОС открыто прописано, что до сих пор находиться в разработке то, что будут делать со шлаком, образуемым при сгорании. Согласитесь, это уже совсем непонятно – завод хотят строить чуть ли не завтра, но по сортировочному заводу и по тому, что делать со шлаком – до сих пор нет никаких сведений.

Мухачев Сергей Германович, заведующий лабораторией КХТИ, рассмотрел, помимо экологического вреда МСЗ, экономический. Абсолютно невыгодный, затратный проект МСЗ может отразиться на бюджете республики и карманах жителей. Сергей Германович назвал сжигание отсталой технологией обращения с ТБО. Действительно, европейский опыт показывает, что содержание МСЗ является экономически не выгодным, в связи с чем, многие западные страны отказались от сжигания мусора ( Совет Европы еще в 2017 году заявил об отходе от сжигания мусора и рекомендовал странам - членам ЕС прекратить финансировать строительство таких предприятий).

Длившаяся более трех часов конференция завершилась принятием резолюции, в которой отразились основные научные обоснования необходимости отказа от планов строительства МСЗ как способа обращения с ТБО. Резолюция будет направлена в соответствующие инстанции. 
Участники конференции пришли к выводу, что Мусоросжигательный завод не соответствует требованиям экологической безопасности, не отвечает целям устойчивого развития Республики Татарстан, сохранения окружающей среды, природы, ресурсов для развития будущих поколений. А по тому необходимо развивать и внедрять современные альтернативные мусоросжиганию технологии по переработки и использования отходов, в том числе твердых бытовых отходов, необходимо создание соответствующей инфраструктуры, в том числе перерабатывающей промышленности.

Красные Дербышки 30 янв

https://vk.com/wall-183561645_707

25 января 2020 года прошла научно – практическая конференция «О проблемах с твердыми коммунальными отходами, эко-безопасность и альтернативы мусоросжигательным заводам для устойчивого развития Республики Татарстан». Участвовали профессора, доктора наук, в том числе и медицинских, кандидаты наук, а также экоактививты и общественные деятели.

В докладах было подробно изложена информация о вреде и последствие эксплуатации МСЗ.

Так что ждем от Ильсура Метшина обещанную покупку участка вблизи МСЗ, строительство дома и самое главное постоянного проживания одного из ребенка мэра. 

Так же обсуждались альтернативы МСЗ, который хотят построить в Казани.

 

Конференция против мусоросжигательных заводов освещалось на сайте «А если честно!» в контакте : https://vk.com/fairnews_life

Видио конфернции можно посмотреть на сайтахАдрес видио конференции : https://vk.com/video-181047282_456239145