Мусоросжигание или переработка?
(«Звезда Поволжья», 19 октября 2017г)
Поднятая
газетой «Звезда Поволжья» проблема строительства Мусоросжигательных заводов
(МСЗ) не только не затихает, но и обретает, можно сказать, международный
характер. К примеру, летом этого года в Казани была целая экспедиция на
автобусе «Гринпис». Участники экспедиции организовывали выставки, выступали с
лекциями, раздавали информационные материалы о вреде МСЗ, об альтернативе
мусоросжиганию, способах переработки твердых бытовых отходов (ТБО). Недавно, в
конце августа, в администрации президента РФ состоялось специальное заседание Совета
по правам человека и развитию гражданского общества, посвященное проблемам отходов, МСЗ. В заседание
участвовали не только лоббисты,
сторонники строительства МСЗ, но и противники строительства МСЗ – это произошло
впервые на таком большом мероприятие. Можно сказать, что всё большее число
граждан, в том числе и чиновников аппарата управления
начинают понимать всю сложность проблем мусора, отходов, что эти проблемы
невозможно решить с помощью МСЗ.
Действительно,
если обратиться к истории технологии мусоросжигания, МСЗ возникли во второй
половине 20 века. Вроде бы технология показала свою эффективность, позволила
сократить полигоны, свалки, т.е. экономить на дорогой в Европе земли, и даже
появилась возможность получить тепло и электричество за счет сжигания мусора.
Тем более это было ко времени актуально, в начале 1970-х годов разразился
нефтяной кризис, резко подскочила цена на нефть. Однако в конце 1970 – х
годах возникла неожиданно новая
ситуация, изменился состав мусора,
бытовых отходов. В нём всё большую долю стали занимать пластмассы,
полиэтиленовая тара, опасные бытовые отходы – батарейки, ртутные лампы и т.д. При сжигание появились вредные
отравляющие газовые выбросы – диоксина, фуранов
(потребовались дорогостоящие фильтры),
образовывались повышенной токсичности шлаки, требующие для безопасного хранения специальные полигоны.
Вредное воздействие на здоровье человека от МСЗ по некоторым оценкам наблюдалось до 30 км. Зеленое экологическое движение Европы
выступило против МСЗ, приводя, кстати, в качестве положительного примера СССР.
В
Советском Союзе система работы с мусором, ТБО сложилась другая, в соответствие
с другим укладом экономики. Если в Западной
Европе производитель товара, продав его потребителю, получал определенный доход
(в том числе вожделенную прибыль), то дальнейшая судьба товара его не
волновала. В СССР система хозяйствования была другая, в которой доход и прибыль
не были определяющими, приоритетными факторами
в управление экономикой. Хотя следует отметить, при председателе Совета
министров СССР А.Н. Косыгине (в 1960-70 е годы) была предпринята безуспешная попытка
изменить такое положение, повысить приоритет денежной оценки (прибыль,
рентабельность) путем введения хозрасчёта.
Но она, в общем-то, в целом себя
не оправдала. В Советском Союзе в управление экономикой приоритетом были
ресурсы – энергетические, вещественно – материальные (валовой продукт). Имея достаточно замкнутую, цельную систему
хозяйствования можно было сбереженные ресурсы
перемещать в другие области,
отрасли экономики, к примеру, в нематериальную (нетоварную) отрасль – образование, здравоохранения или, что
особенно важно было в Военно-промышленный комплекс. Поэтому, чтобы исключить
потери ресурсов были созданы целые системы, отрасли по переработки мусора,
отходов. В СССР существовали сети приемных пунктов макулатуры, металла,
стеклопосуды и т.д. Т.е. стремились к тому, чтобы не было мусора, а были
перерабатываемые отходы. Даже пищевые отходы собирались для использования в
сельском хозяйстве. Другой показательный пример, в отличие от Западной Европы,
где в это время широко использовались для напитков жестяные одноразовые банки,
в СССР была создана замкнутая циклическая система оборота, многократного
использования стеклопосуды, тем самым экономилась энергия и ресурсы.
Но
и в Западной Европе уже в начале 21 века политика в отношение
мусора, МСЗ стала меняться. Причиной тому, изменение климата, обострение общего экологического кризиса (в том числе благодаря и функционированию
МСЗ), необходимость использования
дорогостоящих фильтров в МСЗ, специальных полигонов для шлака, тем самым
снизилась экономическая эффективность технологии мусоросжигания. Идея
переработки, а не сжигания стала доминирующей. Сейчас промышленно развитые
страны Западной Европы приняли стратегию, план перехода до 2019 года на
экономику замкнутого цикла (или циклическую экономику), в которой нет мусора, а
есть перерабатываемые отходы. В
управлении этой экономикой товар прослеживается на всем технологическом цикле,
от производства, использования и далее. Производитель должен учитывать (к
примеру, в цене) и то, что будет с товаром после его продажи, использования его
потребителем, в процессе переработки его как вторсырья, или утилизации ( это для органических отходов, через биотехнологическую
переработку) в виде биогаза (метана) и удобрения для
сельского хозяйства. Здесь исключается сжигание мусора. Уже 26 января 2017 года
Еврокомиссия выступила с заявлением, что МСЗ, сжигание мусора препятствуют
переходу к циклической экономике, так как использует ресурсы, которые могли бы
перерабатываться. Еврокомиссия рекомендует отказаться от строительства новых МСЗ. Компании строящие МСЗ,
производящие для них оборудование оказались в трудном положение, спрос на
заводы, на их оборудование падает.
Что
касается России, по оценкам специалистов, после развала СССР, в нашей стране только 8%
мусора перерабатывается. Поэтому
зарубежные строители МСЗ видят в России очень перспективный рынок сбыта для своих заводов и готовы на всякие льготы,
кредиты (естественно с выгодой для себя), с целью получить заказы на
строительство мусоросжигательных заводов.
Таким
образом, перед жителями выбор: или под Казанью, в Республике Татарстан нависнет
угроза газовых отравляющих выбросов диоксина,
фуранов, загрязнения токсичными шлаками
от устаревшей технологии мусоросжигания, МСЗ или переработка мусора, отходов,
создания прогрессивной циклической экономики.
Общественное
экологическое движение выступает против МСЗ, на своих мероприятиях предлагает
на основе государственных программ создать отрасли по переработки бытового
мусора и промышленных отходов. Обращается к гражданам, выступить против
строительства мусоросжигательных заводов, за альтернативные технологии,
переработку мусора, в защиту природы.
А.Ф.
Гарапов,
председатель Антиядерного общества Татарстана