Обращение резолюция

   научно – практической конференции «Охрана окружающей среды и альтернативы Мусоросжигательному заводу»

 

5 июня 2018 года в Казани состоялась  научно практическая конференция «Охрана окружающей среды и альтернативы Мусоросжигательному заводу», приуроченная к  Всемирному дню охраны окружающей среды и ко Дню эколога в Российской Федерации. Конференция была  посвящена актуальным для жителей Республики Татарстан проблемам, а именно, экологическим, экономическим, социальным проблемам по сбору и переработке мусора,  твердых бытовых отходов (ТБО).

Решение провести  конференцию было связано с тем, что в этом году  планируются  в конце июня  Общественные слушания по Оценки воздействия на окружающей среды (ОВОС)  Мусоросжигательного завода, а в  октябре этого же года начать строительство его  под Казанью.

В организации и проведение конференции участвовали ученые,  представители общественных и экологических организаций.

1. Конференция отмечает,  с 2016 года в республике пытаются утвердить планы по строительству Мусоросжигательного завода (МСЗ) в Казани. В различных СМИ идёт реклама МСЗ, фактически  проводится лоббирование технологии мусоросжигания. Ведётся политика замалчивания альтернативных мусоросжиганию подходов к решению проблем с мусором, твердыми бытовыми отходами. Также фактически замалчиваются или преуменьшаются экологические проблемы, опасности для здоровья населения.

1.1. Однако широкая экологическая общественность с того же 2016 года  в Казани проводит  митинги протестов, пикеты, круглые столы, семинары на которых показано  экологическая опасность этой разрушительной  технологии мусоросжигания, использования Мусоросжигательных заводов для решение проблем с мусором. Мусоросжигательные заводы это:

- Выбросы газов, высокотоксичных   загрязнителей (диоксины, фураны  и др.), разрушающих здоровье человека. По исследованиям  число и раковых, и других больных вокруг МСЗ  возрастает в радиусе до 30 км.

- В результате работы МСЗ образуются шлак и зола, составляющие свыше четверти объема отходов. Для Казанского МСЗ планируется поток мусора в 550 тыс. тонн в год, это будет около 200 тыс. тонн токсичной золы и шлака в год. Т.е. проблема захоронения мусора (в виде золы и шлака) остается и после МСЗ.

-  Энергия, получаемая  на МСЗ  сопровождается отходами,  газовыми  выбросами. Сжигание отходов – это вовсе не возобновляемая энергия, это возобновляемые отходы. К тому же получаемая энергия  дорога, в разы дороже, чем от  ТЭЦ и ГЭС.

1.2. Конференция считает, что можно поддержать,  согласиться с резолюцией I-го  Международного  форума  по обращению с промышленными отходами «INDWASTE-2017» (Москва, 7 июня 2017г) о том, что «в приоритетном федеральном проекте «Чистая страна» в качестве наилучших и  рекомендованных  к  тиражированию  по  всей  стране,  предложены  технологии переработки  отходов  вчерашнего  дня  (мусоросжигание),  высокозатратные  и

неэффективные с точки  зрения,  как  экологии,  так и экономики, не устраняющие риски попадания в окружающую среду диоксинов, фуранов и полихлорированных бифенилов, являющихся самыми опасными супертоксикантами, известных своими убийственными  характеристиками.  В  комплексной  Территориальной  схеме обращения  с  отходами  Московской  области  предусмотрено  строительство  4 гигантских  мусоросжигательных  заводов  (кластеров)  не  учитывающих морфологию  потенциальных  потоков  несортированного  мусора  с  содержанием полимеров  и  прочих  ингредиентов,  гарантированно  вызывающих  образование

диоксинов, фуранов и полихлорированных бифенилов».

            1.2. Конференция считает, что и в представленном проекте для Общественного обсуждения ОВОС по Мусоросжигательному заводу в Казани также (как и для московских) отсутствует учет морфологии  потенциальных  потоков  несортированного  мусора,  гарантированно  вызывающих  образование диоксинов, фуранов и полихлорированных бифенилов. В разделе ОВОС Альтернативные варианты утилизации отходов технологии  отсутствуют конкретные указания, что и где будут делать со шлаком и золой, получаемых в результате сжигания. Это  не удивительно, так как шлак и зола представляют собой повышенной токсичности материалы, которые порождают новые серьёзные экологические проблемы их захоронения. Переработка их практически экономически невыгодно и невозможно из-за их повышенной токсичности и угрозы окружающей среды. МСЗ имеет и ряд других принципиальных недостатков (указаны ниже), которые делают их использование невозможным, не соответствующим современным требованиям экологической безопасности.

1.3. Конференция считает, что и в  представленной  территориальной схеме обращения с отходами для Республики Татарстан упор сделан на использования мусоросжигательных технологий, также как в Московской области с соответствующими теми же недостатками и фактически не рассматриваются альтернативные варианты.

2. Конференция отмечает, мусоросжигательные заводы усиливают разрушительные факторы современной технократической цивилизации. Как утверждают многие известные ученные, к примеру, в новом 43-м докладе Римского клуба «Давай же!» (”Come on” -доклад был составлен в 2017 году президентами этого клуба  учеными Андерсом Вийкманом и Эрнстом Вайцзеккером), мир столкнулся с глобальными разрушительными опасностями, а именно:

2.1.- Стагнирующая и разрушающаяся экономика, впадающая во всю большую зависимость от  конечности и даже недоступности природных и людских ресурсов.

2.2.- Избыточное потребление (отметим крайне неравномерное в том числе сверхпотребление) мировых ресурсов в современном мире, делающее невозможном устойчивое развитие, несущее смертельную опасность для человечества.  Доклад  констатирует тот факт, что люди уже составляют 30% веса всей биомассы планеты Земля, а ещё 67% приходится на весовую долю домашних животных, для животных дикой природы остаётся 3% (здесь уместились от суслика до громадных синих китов).

2.3.-Рост выбросов углекислого газа СО2,  ведущего к изменению климата. Рост характерен  не только большой величиной, но и глобальным дисбалансом. Даже среднестатистический житель Земли отвечает уже за 6 тонн выбросов углекислого газа (это много), в то время как 1% самых богатых американцев (более 3-х миллионов) вырабатывают 318 тонн углекислого газа. Авторы доклада утверждают, что необходимы изменения направленные на сбережения ресурсов образа жизни именно наиболее богатой части населения.

 2.4. Мусоросжигательный завод соответствует всем указанным трём разрушительным пунктам, а именно:

- пункту 2.1 уничтожает ресурсы (в том числе природные и людские заключенные  в сжигаемом товаре, который можно было бы вторично использовать, или переработать);

- пункту 2.2. способствует избыточному потреблению, к примеру, возможность быстрого уничтожения – сжигания красочных полиэтиленовых упаковок, пакетов, одноразовой посуды, препятствует использования экологически приемлемых бытовых технологий, многоразовых холщёвых сумок, замены пластмассовой посуды стеклянной и т.д.

- пункту 2.3. технология сжигания мусора неизбежно порождает колоссальные объёмы углекислого газа, к примеру, на Мусорном заводе Казани планируется сжигать 550 тысяч тонн в год мусора (полторы тысячи тонн в день). К примеру, для оценки объёмов, по подсчетам при сжигании 550000 т бумаги в атмосферу будет выбрасываться более 1000000 т дымовых газов.

            2.5. Конференция считает, что строительство Мусоросжигательного завода в Казани противоречит не только конституционным правам граждан на здоровую окружающую среду, закрепленные в Конституциях Российской Федерации и Республики Татарстан, но и нарушает положения Международного документа Хартии Земли (принята Госсоветом РТ в 2001 году), не соответствуют принципам устойчивого развития. В частности нарушается 6-й пункт положение документа о запрете использования технологий, приводящих к накоплению токсичных  отходов.

            2.5. Конференция отмечает, по мнению мировой научной общественности, отраженной в упомянутом 43-м  докладе Римского клуба глобальные разрушительные опасности можно избежать путем перехода к возобновляемым источникам энергии, созданию экономики повторного использования ресурсов, предметов и товаров, в докладе эту экономику называют «круговой экономикой» (иногда в литературе используется термин циклическая экономика).  Круговая экономика в докладе названа в противовес линейной, которая сегодня невозобновляемые ресурсы превращает в мусор.

2.6. Конференция отмечает, промышленно развитые страны Западной Европы приняли стратегию, план перехода до 2019 года на экономику замкнутого цикла (или циклическую экономику), в которой исключается сжигание мусора, отходов, а есть перерабатываемые отходы.  В управлении этой экономикой товар прослеживается на всем технологическом цикле, от производства, использования и далее. Производитель должен учитывать (к примеру, в цене) и то, что будет с товаром после его продажи, использования его потребителем, в процессе переработки его как вторсырья, или утилизации ( это для органических отходов, через биотехнологическую переработку) в виде биогаза (метана) и удобрения для сельского хозяйства. Уже 26 января 2017 года Еврокомиссия выступила с заявлением, что МСЗ, сжигание мусора препятствуют переходу к циклической экономике, так как использует ресурсы, которые могли бы перерабатываться. Еврокомиссия  рекомендует  отказаться от строительства новых МСЗ. Компании, строящие МСЗ, производящие для них оборудование оказались в трудном положение, спрос на заводы, на их оборудование падает.

3. Конференция считает, что необходимо отказаться (учитывая указанный мировой опыт тех же промышленно развитых стран Европы) от мусоросжигательных технологий, от МСЗ. Надо использовать, в том числе и исторический опыт прошлого - существовавшую в СССР систему циклического оборота стеклопосуды,  сбора и обработки макулатуры, металла, вторичного использования товара (система комиссионных магазинов) и т.д.

3.1. Конференция считает необходимым создание экономики повторного использования ресурсов, предметов и товаров,  «круговой экономикой» или «циклическую экономику». С этой целью, прежде всего необходимо:

3.1.1. Создание  системы сбора  опасных отходов – батареек, ртутьсодержащих ламп, градусников.  Необходимо запретить продажу опасных товаров  при отсутствии системы сбора и обработки отходов указанных товаров.

3.1.2. Создание и развитие системы сбора и использования отходов для вторичного использования (при возможности, зависит от товара, к примеру, для одежды - секондхенд) и использования как вторсырья. Необходимо  создавать пункты сбора подобных отходов – макулатуры, метала, стеклопосуды, ветоши  и т.д.

3.1.3 Создание системы сбора пищевых и органических отходов. За  переработку собранных  отходов на основе биотехнологий  (биогазовый завод) с получением биогаза (метана) и удобрений для сельского хозяйства.

            Таким образом конференция  считает необходимом воссоздание или создание промышленности по переработки отходов, в том числе Твердых бытовых отходов.

3.2. Конференция отмечает имеющиеся и в Российской Федерации положительные шаги в сторону современной экономики по переработки мусора. В качестве примера, пушенный 25 мая этого 2018 года в Дзержинске (Нижегородская обл.) Мусоросортировочный завод, мощностью 400 тыс. т/год. Отметим и в Саратове в этом году осуществляется  широкомасштабный инновационный проект «ТОМЭК», реализация которого обеспечивает создание Автоматизированных комплексов по полной и глубокой, экологически чистой переработке ТБО, в результате которой получаются полезные материалы и технические продукты.

3.3. Конференция поддерживает проводимый в этом году «Конкурс проектов по сбору и переработки мусора, альтернатива Мусоросжигательному заводу для Казани». Конференция призывает творческие коллективы активно участвовать в конкурсе, решать актуальные экологические проблемы с отходами.

            Таким образом конференция пришла к выводу, что Мусоросжигательный завод не соответствует требованиям экологической безопасности, не отвечает целям устойчивого развития Республики Татарстан, сохранения окружающей среды , природы, ресурсов для развития будущих поколений, необходимо развивать и внедрять современные альтернативные мусоросжиганию технологии по переработки и использования отходов, в том числе твердых бытовых отходов. Для этого необходимо создание соответствующей инфраструктуры, в том числе перерабатывающую промышленность.

 

От имени конференции

Гарапов А.Ф. – председатель Антиядерного общества Татарстана.

Мухачев С.Г. -  руководитель  Татарстанского отд. Социально-экологического союза

Закиев Ф.В. -председатель ВТОЦ:

Шушков В.А.- координатор экологического клуба «Кедровый дом»;

Талов  В.А..   депутат Осиновского сельского поселения.

Голубков А.А.  координатор  ОД «Против мусоросжигательного завода, за внедрение                                       

системы раздельного сбора мусора и переработки»    

Азимов Ю.И. д.т, профессор

Ахмеров Н.У. – д.м.н., член СП РТ;

и др.