ПРОБЛЕМНАЯ ОЛИМПИАДА В ИНТЕРНЕТЕ «ЭКОЛОГИЯ И ЭНЕРГЕТИКА» КАК НОВАЯ ФОРМА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Гарапов А.Ф.

(Доклад прочитан на международной научно-практической конференции

«МЕХАНИЗМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ: РОССИЙСКИЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ»

18 июня 2012 г., г. Казань ЧОУ ВПО «ИНСТИТУТ эконОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА»)

 

Предмет «экология» не приобрел до сих пор статус обязательного (отдельного) в школах России и других стран бывшего СССР.  А  проблемы, с которыми учащиеся сталкиваются в жизни, в большей своей части не сводятся к определенному школьному предмету, в том числе и к экологии.    Сама задача   реализации концепции устойчивого развития, формирования нового типа мышления, основанного на понимании нераздельного единства биосферы и человечества требует  над- предметного,   синтетически-интегрированного  подхода. Этот подход можно реализовать в проблемном обучении. Сложными задачами в учебно-воспитательном процессе  школы и социализации учащихся являются и пробуждение у них тяги к знаниям, интереса к учебе и помощь в  выборе  профессии.

В  Международной (Всесоюзной) олимпиаде для школьников «Экология и энергетика» в Интернете (старшеклассники, с 8 по 11 класс) взята проблема  энергетики, как одна из центральных  глобальных проблем Устойчивого развития, особенно актуальная для республик бывшего СССР с их холодными климатическими условиями жизни.   Олимпиада рассчитана на жителей этих  республик, проводится на русском языке. 

В 2008 году, в отличие от прошлых лет нам удалось провести  проблемную олимпиаду «Экология и энергетика» в Интернете уже с использованием элементов дистанционного обучения. Если в прошлом мы ограничивались лишь возможностями электронной почты, и проведение олимпиады было  трудоемким мероприятием,  то с подсоединением школ к «мировой паутине» ситуация   изменилась. Современные Интернет технологии  позволяют использовать наряду с традиционными и новые подходы для решения указанных проблем [1].

Олимпиады  проводятся в два тура (1-й тур обучающий), в виде тестовых заданий, требующих выбора ответа, и задач, которые необходимо решить, и всё это   располагается на сайте. С помощью программ на Java Script и PHP обрабатываются результаты, используется база данных участников олимпиады на  системе управления базой  MySQL[1].

В жюри и проведении  олимпиады участвуют сотрудники Казанского университета, Института развития образования Республики Татарстан, учителя школ, известные ученые России.  Официальными организаторами являются   Казанский госуниверситет (институт экологии и географии)   и  Антиядерное общество Татарстана. В этом году мы провели 6-ую олимпиаду. Вопросы самых первых олимпиад касались практически только конкретных проблем экологии и энергетики. Но после анализа ответов мы пришли к выводу, что учащиеся  не понимают сути экологической этики,  экологической безопасности. Поэтому  необходимы задания по формированию экологического мировоззрения.   В последние годы  у нас сформировалась следующая структура вопросов олимпиады: вначале идут конкретные вопросы на знание ответов по проблемам экологии и энергетики, затем вопросы экологического мировоззрения, проблем Устойчивого развития, экологической безопасности, а в конце необходимо решить расчетные задачи по проблемам, получить числовые ответы. В олимпиадах участвуют учащиеся России, в основном, но есть участники с Украины, Казахстана, Азербайджана, Армении, Белоруссии.

Отметим, в основном учащиеся независимо от своих учебных заведений  по своей инициативе участвуют в олимпиаде. Но в последние годы в качестве  организаторов участия учащихся в  олимпиаде регулярно  выступают и отдельные учителя не только из России, но и из Казахстана, Украины. Возникает образовательная международная  сеть в рамках проблемной олимпиады «Экология и энергетика».  Олимпиада необходима, решает поставленные перед ней задачи по повышению уровня воспитания и образования учащихся  в отношении сохранения природы, формированию нового типа мышления,  понимания нераздельного единства биосферы и человечества. Этот вывод  следует из писем учителей, расширения количества и  географии участников. 

 

Список литературы

1.Гарапов А.Ф. Проблемные олимпиады для школьников в Интернете.// Информационные технологии в образование. XVIII Международная конференция-выставка: Сборник трудов участников конференции. Ч. IV. -  М.: МИФИ,  2008.-108 с.